Никита Михалков/YouTube
Никита Михалков стал героем нового выпуска Youtube-шоу Надежды Стрелец и в интервью высказался о новой этике, политической позиции, конфликтах с коллегами и шумихе вокруг сериала «Слово пацана». Spltnk собрал самые яркие цитаты.
О браке дочери Надежды с Резо Гигинеишвили
Я не принимал выбор детей, но понимал, если помешаю, будет только хуже. В итоге этот выбор жестоко их наказывал. Я про Надю. Я не транслировал ей, что её решение мне не близко. Она этого не понимала в начале, а я осознал, что обаяние грузина все равно переживёт все мои слова.
Но когда настал момент, я ей сказал: «Ты будешь терпеть, ты должна довести это до логического финала. Я не буду вмешиваться, говорить кому-то: «Как не стыдно». Ты должна это всё пройти. Таков твой путь, из него ты выйдешь другим человеком».
Дочь Никиты Михалкова, актриса и режиссёр Надежда Михалкова, была замужем за режиссёром Резо Гигинеишвили, от которого у неё есть двое детей.
Об Алексее Балабанове
Я очень его люблю. Но не все его картины люблю. Он странный, но очень цельный.
Никита Михалков снялся в фильмах Алексея Балабанова «Мне не больно» и «Жмурки».
О Жоре Крыжовникове и скандалах вокруг сериала «Слова пацана»
Я считаю очень талантливым Крыжовникова. Хайп есть всегда. Жёсткая, правильная картина про время. Кого-то зарезали и все решили, что это из-за этого (из-за сериала — Прим. ред.), а тут оказалось, что парень и не смотрел картину вовсе. Нет… Крыжовников — серьёзный, думающий и очень талантливый, на мой взгляд, режиссёр.
О влиянии семейной династии на его жизнь
Я в школе врал, что меня нашли в развалинах, что я не Михалков, потому что меня били всё время. Я был пухлый, и это тоже раздражало. Я учительнице сказал: «Да-да, нашли в развалинах, мне два месяца было». Учительница расстроилась и потом на родительском собрании сказала маме, мол, я понимаю конечно, но воспитывать чужого ребёнка… А мама такая: «Что?!». Ну, конечно, меня пороли за это.
Никита Михалков родился в Москве в семье советского литератора, писателя, поэта, сценариста заслуженного деятеля искусств РСФСР Сергея Михалкова и поэтессы, писательницы и переводчицы Натальи Кончаловской. Старший брат Никиты Михалкова— Андрей Кончаловский — кинорежиссёр, сценарист, продюсер, народный артист РСФСР.
«Я порол всех своих детей»
Порол. Всех. На этом передача закрывается.
Про нравы в семье Михалковых
Если бы не воспитание и отношение в семье, мы могли бы вырасти чудовищами. У нас вообще в семье отсутствовала спекуляция фамилией. Я никогда не видел матери, которая ничего не делает. Она всегда вязала кому-то или что-то перешивала, что-то готовила, узнавала, как делаются круассаны. Она всегда была в работе. Она всегда занималась делом. Я никогда не видел мать непричёсанной. Если она выходила из комнаты, она уже была причёсанной. Прибранной, что называется. Это был довольно строгий уклад большой дворянской семьи. Мы были воцерковлены с детства, к матери приходил священник. Я думаю, что если бы не воспитание в моей семье, то и мои дети выросли бы таким говном, что будь здоров. Мы покупали одежду, чтобы носить, а не чтобы показывать. И так было во всём.
О жене
У жены должно быть своё дело, чтобы она не занималась твоими делами.
Своей супруге Татьяне Михалков перед свадьбой сказал, что на первом месте всегда будет работа, потом друзья, а потом всё остальное (в том числе и она). Татьяна Михалкова —общественный деятель, президент благотворительного фонда «Русский силуэт». У Мbхаловых трое детей — Анна, Надежда и Артём.
О политической позиции и пропаганде
Сегодня правда — настоящая правда, она там. Там где жизнь и смерть, совсем рядом.
О творческих деятелях, которые не высказываются на тему политики
Я могу это понять, но не могу это принять. Я не виню этих молодых людей за то, что они жертвы тридцатилетнего образования, которое у нас было, тридцатилетнего соблазна. Нам открыли окно в Европу, и в это окно запиндюрили ассенизационный шланг. И три атмосферы запустили всё то, там уже не нужно. Слава богу, глубинный народ, он, пусть и не сразу, но разбирается, что хорошо, что плохо, что русскому человеку хочется, а чего не хочется. Русскому человеку расхотелось видеть себя на экране говном. Ты должен сделать выбор — ты хочешь, чтобы тебя там любили, или чтобы тебя тут любили.
О ситуации в стране, Рублёвке и России
Ты должен быть абсолютно уверен. Обстоятельства заставляют тебя притормозить, оглядеться и вдруг подумать, что не будет как прежде. А тебе этого очень не хочется — потому что сейчас ты зарабатываешь много денег, ты популярен, тебя приглашают на корпоративы. Ты делаешь поправку на то, что сейчас туда поедут люди, которые будут там умирать? Вы понимаете? Это инфантильность тусовочная, она может быть милой, обаятельной.
Людям, которые сегодня в этой инфантильной тусовке — им есть, о чём разговаривать друг с другом, но они в замкнутом пространстве. И ни с одним человеком, который за пределами Садового кольца, где-нибудь в Костроме, им разговаривать не о чем. Существует страна Москва, страна Рублёвка, страна Жуковка, страна Санкт-Петербург. Это всё страны. Можно всю жизнь прожить в стране Жуковка. Всё своё, забор высокий — рестораны, караоке. Нужно просто жить в этой стране и не думать о том, что где-то что-то как-то. Но если вдруг жахнуло, у соседа загорелся дом, а теперь начинает гореть твой, ты думаешь: «Господи, за что». А надо думать: «Господи, зачем?». Чтобы ты проснулся.
«Той Европы уже нет и никогда не будет»
Уже нет и никогда не будет той Европы, с прекрасным запахом кофе из бара с утра в Риме, не будет американского кино 70-х годов с Джеком Николсоном. Всё это умерло — Европа под ядерным зонтиком Соединённых Штатов. Она прекрасно развивалась, жила, то есть всё было замечательно с точки зрения моды, нововведений, свобод, фестивали, Канны — всё было прекрасно абсолютно до тех пор, пока они за всем этим не потеряли иммунитет, и свою трусость и бессилие не назвали толерантностью. У них нету сил, у них нет новой крови, у них нет новых идей.
Об особом «русском пути»
Что такое цивилизация? Это история, это культура, это всё, что уходит в века назад. Это всё, что сделало эту страну этой страной. Это всё, что сделало Россию естественным мостом между Востоком и Западом, который воспринимает с лёгкостью и восточные ветры, и западную культуру. Ну это вот такие вот мы. Мы огромные, с огромным количеством часовых поясов, огромным количеством вероисповеданий, цветов кожи, разрезов глаз, языков. Это котёл византийский. Америка тоже котёл, только не византийский. Все в этом варится. И в этом конгломерате, перемешивании кровей, культур, в этом и заключается то, что называется русская цивилизация, русский мир, которые даже слушать о нём не хотят.
О близких людях с другими взглядами
Конечно, есть [люди с другими взглядами в окружении]. Даже близкие родственники. Я стараюсь доказать, потому что я верю в то, что я делаю и говорю. Я этим занимаюсь, не потому что я чиновник и чего-то хочу добиться.
Никита Михалков — успешный блогер
Мы «Бесогон» снимаем без копейки поддержки государства. Мне интересно это говорить, и это оказывается интересно не только мне. Потому что на сегодняшний день мы имеем 15-20 миллионов просмотров. (Не расстраивает ли его, что его асcоциируют с блогером и» бесогоном»). И? У меня нет рюкзака с тяжестью мной. Хотя сделал я действительно до хрена. У меня нет этого ощущения: «Ты с кем разговариваешь?». Я презираю артиста, который всю жизнь рвётся к славе, а потом, когда у него просят автограф, он говорит: «Не могу больше!». Я презираю этих людей.
«Я служу моему отечеству»
Я служу не партии, не государству, не правительству, не президенту, я служу моему отечеству, как я его понимаю. Мне не надо ждать, чтобы оно мне сказало куда бежать. Может быть, я иду по ошибочному пути. Но это мой путь.
О конформизме и предательстве
В тяжёлые времена конформизм приводит к предательству. А именно в тяжёлые времена нужно определяться. Душа моя, я же не говорю, что надо бежать куда-то с лозунгом. Определиться для меня — это значит сделать всё, чтобы приблизить победу моей страны. И это абсолютно естественное желание. Потому что если этого нет, и подождать, чем это закончится и кто придёт, то будут вокруг какие-то люди, которые меня не вдохновляют, они мне не интересны. Также как мне не интересны сумасшедшие патриоты с идиотскими решениями. В «Бесогоне» я говорю очень жёсткие вещи про власть, когда я вижу, что это несправедливо. Как у Феллини в «8 с половиной» герой Марчелло Мастроянни говорит: «Я хочу говорить правду, которой я не знаю, но которую ищу». Я тоже хочу говорить правду, которую я не знаю, но которую ищу.
Про откровенные сцены с его участием
Самые откровенные сцены были у меня в «Утомлённых солнцем». В этой сцене нашей любовной под плащ-палаткой [в «Сибириаде» с Людмилой Гурченко] ей нельзя было ничего, у неё нога была сломана, поэтому взяли дублёршу, пришла така молочно-восковой спелости девочка. Только что поступила в медицинский техникум. Я спросил: «Она вообще знает, что будет происходить?». Я сказал ассистенту сказать ей, что будет, а то, может, я вообще получу по морде под этим одеялом. Потом я на ней улёгся под этой плащ-палаткой. И Андрон кричал: «Давай, крути жопой». Я вовсю настарался. И когда прозвучало «стоп», я открыл эту плащ-палатку, там лежит эта девушка такая вся блаженная и говорит: «А как будет фильм называться?».
Фильм «Утомлённые солнцем» Никиты Михалкова вышел в 1994 году. Главные роли в нём сыграли Никита Михалков, Олег Меньшиков, Ингеборга Дапкунайте и Надежда Михалкова. В мини-сериале «Сибириада» Андрея Кончаловского сыграли Наталья Андрейченко, Сергей Шакуров, Никита Михалков, Людмила Гурченко и другие.
О секс-символвх советского кино
Соловьёву Вику взял на «Солнечный удар». Я не мог найти то, что надо. Я взял Вику, потому что хорошая актриса, красивая актриса. Была та неосязаемость. Нашёл студентку совершенно случайно в Киеве. Я в ней увидел эту неосязаемость. Это как тюль, которая чуть закрывает лицо. И это было как раз то, что надо. А если говорить про тех, с кем я работал и мне было комфортно, то Гузеева просто по нотам шла, была в том состоянии, я бы сказал, сомнамбулическом. Из профессионалов Толстоганова технична соврешенно невероятно. Она ловила энергию и тут же её выдавала. Она очень хорошая актриса. Секс-символ не секс-символ. Есть тайна в человеке, то, что мне в нём интересно раскрыть? И это не имеет значения, касается она тебя или нет. Елена Соловей — совершенно другое существо абсолютно. Дети, семья у неё на первом месте. Гурченко убьёт за роль.
Фильм Никиты Михалкова «Солнечный удар» вышел на экраны в 2014 году. Главную роль в нём сыграла Виктория Соловьёва. В фильме «Жестокий романс» 1984 года Эльдара Рязанова Никита Михалков сыграл главную роль в паре с Ларисой Гузеевой. Ранее, в 1975 году, на экраны вышел фильм «Раба любви» с Еленой Соловей.
О конфликте с Меньшиковым
Не то что болезненно, это [отказ сниматься в фильме «12»] было катастрофично, потому что было за два дня до съёмок. Поэтому к этому нельзя относиться нейтрально, это был удар серьёзный. Он боялся стареть и боялся быть некрасивым. Он боялся быть молью, Акакием Акакиевичем, который врастает в человека, который переворачивает ситуацию. А мне был нужен такой. И Меньшиков не смог смириться с моей концепцией. За два дня до съёмок написал письмо, что не будет. Я сделал выводы. Дальше я снимал «Утомлённые солнцем 2», и выводами этими не пользовался. Потому что надо было работать, а работал он много и хорошо. Но был ещё момент, который меня ударил. Мы снимали сцену, где Меньшиков должен был подыграть Наде, а он уехал. И это было нехорошо. Она не актриса. И меня это профессионально оскорбило. Ну, всё равно доработали, слава богу.
Я снял Меньшикова в «Сибирском цирюльнике», потому что он меня умолил. Он сказал: «Я сделаю всё, что нужно. Я похудею». Он так просил, так хотел. Мы отправили его в клинику для похудания. Там он потерял килограмм, наверное, 12, занимался. Я не жалею об этом, это было хорошо. Хотя вопрос возникал, почему он должен сыграть.