Эдуард Бояков

Эдуард Бояков/YouTube

Бывший худрук МХАТа им. Горького, режиссер Эдуард Бояков, который поддерживает спецоперацию РФ на Украине, дал интервью Катерине Гордеевой* для ее YouTube-канала «Скажи Гордеевой» и рассказал о своем отношении к президенту России Владимиру Путину, оппозиционному политику Алексею Навальному**, патриотизме олигархов и свободе в современной России. Spltnk собрал главные цитаты.

Об отъезде кинодеятелей из России

Я чувствую боль и беспокойство по поводу отсутствия совсем молодых [кадров в индустрии]. Радоваться тому, что у меня больше пространства для реализации моих амбиций, нет смысла и мне не хочется. Это всегда было в России, в России эти волны привычное дело. И в 70-х, и в 80-х была эта волна.

Но параллельно в России выросло невероятное поколение талантливейших, мощнейших художников, которые иначе не смогли бы добиться того, чего они добились в высоком искусстве.

После начала военной спецоперации РФ на Украине Россию покинули многие представители театральной сферы. Так, за границу уехали режиссеры Кантемир Балагов и Кирилл Серебренников, во Франции сейчас живет режиссер Андрей Звягинцев. Уехали и актеры, в том числе Чулпан Хаматова, Анатолий Белый, Рената Литвинова и другие.

О демократии и избирательном праве

В демократию я не верю. Это точно. Это политтехнология «крути-верти». Я верю в вертикаль. Я верю в иерархию. Сейчас вообще, наверное, вы упадете после того, как вы слышите мое мнение о том, что, конечно, избирательное право, если его и оставлять, должно быть совершенно другим. Конечно, избирательное право нужно давать главе семьи. Мужчине. Иметь он должен столько бюллетеней, сколько у него детей. И вот вся семья должна голосовать за это. Я понимаю, насколько это дико звучит для вашего просвещенного либерального сознания, но для моего это звучит абсолютно понятно и просто, потому что муж с женой — это одно тело.

О Путине

Народ голосует, он честно голосует. Путина любят, и в этом ваша проблема.

О свободе в России

Безусловно, мы живем в свободной стране. Если говорить про уровень свободы, смотреть на исторический контекст и сравнивать Россию XXI века с Россией XX века, XIX века, XVIII века, это самое свободное время. Поэтому вы, иноагент, спокойно сидите и разговариваете со мной, в центре Москвы, в 10 метрах от Лубянки, и никто вас не бросился арестовывать, что неизбежно произошло бы, если бы я интервьюировал вас в Киеве. Меня бы арестовали сразу.

О силовых структурах

В спецслужбах не меньше проблем, чем во всем обществе, в церкви не меньше проблем, чем во всем обществе. Коррупция существует и разъедает наше общество, и у нас, к сожалению, нет особенно чистых пространств. Если говорить о силовых структурах, понимая и зная, что там на самом деле происходит, тем не менее я думаю, что количество людей, которые любят страну, которые служат стране, — оно превалирует. В этом я совершенно уверен. Поэтому мы еще не потеряли Россию, потому что силовики хоть как-то ее держат.

Являются ли олигархи патриотами

Мамут — не патриот. Его активы, интересы, деньги олигархов были больше связаны с Западом, это очевидно. Его дети учились не в России. Вывод очень простой. Александр очень много делал для русской культуры и был одним из самых блестящих собеседников, которых я имел. Но связи с русской почвой, русским логосом, русской землей у этой страты нет и не было. Ни Мамут, ни Авен, ни Лебедев.

Российские миллиардеры Александр Мамут и Петр Авен выделяли деньги на развитие культуры в России, в том числе финансировали проекты Эдуарда Боякова. Открыто о своей позиции по спецоперации они не заявляли, однако Мамут ранее покинул пост главы совета директоров объединенной киносети «Синема Парк» и » Формула кино», что многие расценили как попытку избавиться от санкций и наладить работу с голливудскими киностудиями. Живущий в Великобритании Петр Авен также ранее оказался под западным санкциями, однако обратился в Евросоюз с просьбой их снять.

О конфликте с Татьяной Дорониной

Мы с ней не ссорились. Ни одного даже намека на какой-то поступок, за который я себя бы сейчас корил. У меня столько косяков и грехов в жизни, что этот был бы лишним точно. Ее использовали. После моего ухода она так в театре не появилась. Она сейчас в доме престарелых. А что получилось? Ее использовали. Разве когда-то мы жили в другом мире? Разве в «Битве престолов» (имеется в виду сериал «Игра престолов». — Прим. ред.), или в каком-нибудь «Властелине колец», или в «Повести временных лет», или еще где-то — разве по-другому? Разве было по-другому? Или в Библии.

В 2021 году у Боякова возник конфликт с народной артисткой СССР и бывшим худруком МХАТа им. Горького Татьяной Дорониной. Актриса написала письмо Путину с просьбой «выгнать из МХАТа торгашей и сохранить театр», а самого Боякова назвала «бездарным худруком», который «выгнал» из театра ключевых актеров и уничтожил репертуар театра. Вскоре после конфликта с Дорониной режиссер объявил, что уходит из театра. Вместо него художественным руководителем театра стал Владимир Кехман.

Об Алексее Навальном**

Плохо отношусь к нему. Когда он только появился, была какая-то надежда. Жена такая… Действительно вызывала симпатию эта пара. Какое-то время я думал, что, может быть, появится такой русский политик. Он заигрывал с русскими популистами, вплоть до футбольных фанатов. Это был момент, когда я как раз начал задумываться о категории «русского». Я думаю, что многие на Навального** обратили внимание, но это быстро закончилось.

После митингов на Болотной Эдуард Бояков называл Навального** одним из будущих лидеров России и одним из самых симпатичных ему героев. «Это абсолютный герой, такой герой нам нужен», — говорил Бояков.

Россия — светская страна

К моему огромному сожалению, к моей боли — Россия светская страна. Но смотрите: светская страна — это же не антицерковная, не антирелигиозная, каковой была большевистская Россия? Если мы перестаем быть антихристианскими — то есть если мы не взрываем храмы, в числе которых невероятные архитектурные шедевры, если мы не расстреливаем священников, если мы не живем в этой парадигме, тогда надо спросить: в какой парадигме мы живем? Если вы называете светским государство, в котором действительно есть свобода совести, есть просто элементарная человеческая трезвость, не надо быть воцерковленным человеком, достаточно быть просто трезвым человеком. Огромное количество либеральных людей не являются трезвыми, для того чтобы осознать, что мы живем в пространстве, в котором православная культура всегда тысячелетиями, а в случае России веками была главным доминирующим, определяющим фактором. Просто фактором. Фактор культуры — это православие.

О патриархе Кирилле и фильме «Русский крест»

Патриарх видел фильм, и он порадовался и благословил нас, после того как мы уже его сняли. Это было важно для меня. Он благословил не фильм, а наши труды. Это такая история, о которой не стоит писать в пресс-релизах. Но в конце фильма в титрах есть надпись о том, что фильм снят по благословению схиархимандрита Илия — это духовный отец Николая Мельникова (автор поэмы «Русский крест». — Прим. ред.), и мы с ним встречались несколько раз. И вот он благословил фильм — до того, как мы начали работать.

Фильм «Русский крест» рассказывает историю простого русского человека по имени Иван Росток, который достигает предела в своем падении, кается и духовно возрождается после явления ему святого Георгия. После этого Росток ставит перед собой задачу восстановить разрушенный в советское время деревенский храм.

Катерина Гордеева* и Эдуард Бояков
Катерина Гордеева* и Эдуард Бояков

О спецоперации и ситуации на Украине

Войны были, есть и будут в человеческой истории. Я не знаю ни одной эпохи в истории человечества, когда какая-нибудь доминирующая культура не вела бы войны. Другого не было никогда.

Это не ради благополучия одних людей. Кто вам сказал, что эти ребята воюют в окопах ради благополучия? Ради того, чтобы мой язык, мой народ, моя культура сохранились, моя земля. Ситуация, когда воспитательница детского садика не может разговаривать с русским ребенком, который родился в русской семье, ненормальная. Помимо границ, существуют другие границы: культурные, языковые, исторические. Не дай Бог, в какой-нибудь Швейцарии произойдет хотя бы 10% того, что происходило до 2014 года в Крыму и на Донбассе. Этого представить невозможно. Я много попутешествовал, но самую страшную депрессию народа я испытывал в американской индейской резервации. Там людей совершенно превратили в животных.

О том, может ли он поменять позицию

В моем возрасте и с моим опытом, вопрос «что будет, если вы окажетесь неправы», звучит абсурдно. За свои убеждения я готов пойти на крест не задумываясь.

Эдуард Бояков — российский продюсер, театральный режиссер и педагог, соучредитель Ассоциации «Золотая маска», один из создателей Московского пасхального фестиваля, фестиваля современной пьесы «Новая драма», фестиваля театра для детей «Большая перемена», основатель и бывший руководитель театра «Практика». С 2018 по 2021 год был художественным руководителем Московского художественного академического театра имени М. Горького. Также является худруком Новой театральной школы и создателем и худруком Нового театра.

Эдуард Бояков поддерживает спецоперацию РФ на Украине и российское правительство. Режиссер имеет скандальную славу. Его критиковали за решение дать роль в спектакле «Чудесный грузин», который ставили во МХАТе им. Горького, звезде реалити-шоу «Дом-2» и певице Ольге Бузовой. Позже он снова оказался в центре внимания из-за скандального ухода из театра после письма Татьяны Дорониной.

Ранее Бояков в одном из интервью заявил, что шоумену Ивану Урганту «не место на Первом канале, потому что он против государства». В ответ Ургант высмеял режиссера в своем телеграм-канале и заявил об «открытии своего авторского телешоу «Эмпатия Ванючи» «в рамках борьбы с непрекращающимися беспочвенными и огульными нападками в мой адрес со стороны радикально настроенных пародистов».

*Признан в РФ иноагентом

**Внесен в РФ в перечень физлиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму


Источник