Александр Васильев/YouTube
Александр Васильев, осудивший спецоперацию, стал героем передачи «Света вокруг света». В интервью Светлане Бондарчук известный историк моды и телеведущий рассказал о том, почему закрылась программа «Модный приговор», которую он вел, и почему в России женщин особенно интересует мода, а также высказался о проблемах модной индустрии в нашей стране, русской эмиграции, жизни и работе за границей. Также Васильев вспомнил и о двух женщинах, которые его вдохновляли: своей матери, актрисе Татьяне Гулевич, и балерине Майе Плисецкой, с которой он дружил.
О закрытии передачи «Модный приговор»
У нас работало человек 25 стилистов в шоу, они разбежались по разным каналам, а кто-то уехал. Шоу закрыли 24 февраля прошлого года, объясняя это тем, что канал отказывается от развлекательного контента. В тот же день закрыли другие шоу канала — «Давай поженимся», «Жить здорово» и «Вечерний Ургант». Всех закрыли в один день и стали показывать другие программы на тему, которая соответствует злобе дня. Нам также объявили, что закрылись Zara и H&M, которые давали нам одежду для съемок. Кроме того, с рынка ушли наши рекламодатели, которые почти все были иностранными. И деньги [на съемку передачи] растворились. Я не говорю, что мы бедная страна, но деньги сейчас идут на другое. На НТВ восстановили суррогат «Модного приговора» — это еженедельная передача «Модный vs Народный», которую ведут Надежда Бабкина и Влад Лисовец. Сюжет тот же: женщина страдает и рассказывает, как у нее все плохо, потом ее переодевают, и группа олигархов подъезжает к ней с букетом. К сожалению, это мечта многих женщин. В «Модном приговоре» я понял, что многие женщины мечтают найти себе мужа-спасителя, который должен быть молод, мужественен, богат. И при этом должен быть щедрым. Но на всех таких не хватает.
Александр Васильев вел передачу «Модный приговор» на Первом канале с ноября 2009 по март 2022 года, заменив в кресле телеведущего дизайнера Вячеслава Зайцева. Съемки шоу были приостановлены после начала СВО.
Об эмиграции
Выехало [из России] за прошлый год огромное количество людей — статистика скрыта. Поговаривают о пяти миллионах, из которых, говорят, половина вернулась. Но половина-то осталась. У меня многие знакомые вернулись, потому что деньги закончились и нет никакой перспективы для работы. Не надо путать туризм с эмиграцией. Эмиграция — это необходимость пустить корни, выучить язык, познакомиться с традициями, обычаями и законами страны. И самая главная проблема — где и на что вы будете жить. Ведь даже в первую эмиграцию, которая была с 1917 по 1925 год, выехали и богатые люди, но и это богатство кончилось. Поэтому надо иметь доход, работу, которая будет оплачиваться.
О работе за границей
Я уехал в 1982 году… Я постоянно работаю в разных странах. Сейчас я преподавал в Израиле, до этого был в Египте с моими выездными школами, сегодня я улетаю в Индию и тоже там буду преподавать. Я работаю в разных странах, а родина моя — Россия, и живу я здесь. Если у меня есть возможность работать здесь, я работаю, но голодать я не собираюсь. Если предлагают работать в Турции, Прибалтике, Франции или в Австралии, я поеду туда работать. За границей я не торгую яблоками, а работаю по специальности: преподаю историю моды, оформляю спектакли, читаю лекции или делаю выставки своей коллекции. Поэтому не надо меня в чем-то обличать, я никогда не скрывал, что у меня есть французский паспорт, который я получил в 1983 году, и это никак не связано с недавними событиями. Многие считают, что я живу постоянно в Париже. Это не так, хотя во Франции у меня есть квартира и даже дом.
В 1982 году Александр Васильев женился на француженке Анн Бодимон и переехал в Париж, где стал работать декоратором для различных французских театров и фестивалей.
О русской эмиграции
Россия славится тем, что из нее всегда эмигрируют. Из нее эмигрировали в XVIII веке, эмигрировали в XIX веке. Подумайте о Герцене, о Чаадаеве, о том, сколько лет за границей прожили Тургенев, Чехов, Толстой, Достоевский… Это же тоже была форма эмиграции, просто тогда можно было уехать и приехать. Это уже после революции была поездка только в один конец. Тэффи, Куприн, Бунин, Гиппиус, Мережковский, Мозжухин, Шаляпин — огромный пласт отечественной культуры оказался за границей. Потом была огромная волна эмиграции во время Второй мировой войны, о которой мы молчим. Аргентина, Бразилия, Мексика, Австралия переполнены этими людьми. Потом была третья волна эмиграции, которая называлась еврейской — когда супруга Леонида Ильича Брежнева, еврейка Виктория Брежнева, открыла, как говорят, по личной просьбе выезд в Израиль. Затем была диссидентская эмиграция, когда уехали танцовщики Рудольф Нуриев и Михаил Барышников, поэт Иосиф Бродский. В 90-е годы началась массовая экономическая эмиграция, которую назвали «колбасной»: кушать было нечего, и люди поехали стены красить и черепицу перекладывать. Потом началась активная интернет-эмиграция, когда русские женщины искали мужей за границей на сайтах знакомств.
Об интересе к моде в России
В России тема моды очень интересует многих из-за разницы в количестве женщин и мужчин. Женщин до СВО у нас в стране было на 11 миллионов больше, чем мужчин. Сейчас разница будет еще больше. Причины [недостатка мужчин] — пьянство, безудержная езда на автомобиле, рискованная жизнь молодых людей и частые ранние сердечные приступы. Мужчины у нас рано умирают. И у нас принято жить на всю катушку. У нас в стране любят лихих мужчин. Так что женщин в итоге остается больше, их задача — выделиться из общей массы, чтобы остатки мужчин между ними как-то распределились. Женщины хотят личной жизни, хотят создать семью, завести детей. Поэтому проблема моды у нас стоит остро, а на Западе не стоит остро. Во Франции мужчин на 5% больше, чем женщин. Там женщина может не краситься, носить рваные джинсы и вытянутую футболку, и за ней будут ухлестывать.
О проблемах модной индустрии в России
Социум изменился. Раньше покупали одежду для выхода в свет. Сегодня [в России] света нет, нет светского общества. На мировые фестивали нас не приглашают… Есть несколько фестивалей в России, на которые актрисы берут наряды напрокат. Я часто вижу, что платье на той или иной актрисе с чужого плеча, оно слишком длинное, а подгибать подол никто не будет… Нет индустрии. Когда с рынка ушли мировые бренды одежды, о чем говорить? Мы сейчас должны обходиться своими силами. В России очень много дизайнеров, среди них много талантливых, и почти ни у кого нет ткани. Потому что за тканью надо слетать в Дубай или в Турцию, потому что в Европу теперь нельзя. Привозят ткань они в ограниченном количестве, так что на серию изделий этого хватать не будет… Запомните, мода без ткани не существует. Нужны рулоны тканей, а их нет. Я сейчас всех поддерживаю, но понимаю, что выхода нет. И через год это точно не изменится.
О своей матери
Моя мама одевалась элегантно. Дело в том, что мой папа был выездным художником. Сегодня это даже объяснить сложно: в социалистическую эпоху были деятели искусства, которых выпускали за границу, а были те, кого не выпускали. Так вот, моего папу выпускали, и он часто бывал в Англии, Германии, Франции, Японии, США, Испании… И он всегда привозил подарки: бельишко, носочки, ботиночки, туфельки. И мама одевалась всегда в определенные тона и очень любила серые, бежевые и бледно-голубые английские костюмы из джерси. У нее всегда были хорошие туфли, что было редкостью в СССР, были красивые блузки и платья. Ее обшивали портнихи, потому что купить было мало что можно, но хорошую ткань как-то можно было достать. Она носила всегда низкий пучок, серебряные серьги, во всех украшениях у нее всегда была бирюза, и все это ей очень шло. Она была элегантной, красивой, стройной женщиной. Она много играла в театре и никогда не снималась в кино, потому что ей сказали, что у нее слишком иностранная внешность для советского кинематографа.
Отец Александра Васильева — Александр Павлович Васильев, театральный художник, народный художник РСФСР, мать — Татьяна Ильинична Гулевич, драматическая актриса, профессор сценической речи.
О Майе Плисецкой
С Майей Михайловной Плисецкой меня много лет связывали дружеские отношения. Она была для меня символом женственности, стильности и работоспособности. Ведь она танцевала до 80 лет! Она любила Пьера Кардена и считала его гениальным дизайнером. Потому что он подарил женщинам, по ее словам, главное — черные колготки и водолазку. В жизни она была очень строгой и сдержанной, легкой на подъем, много гастролировала. Она была очень избирательна в еде — не ела что попало и очень любила овощи, поэтому у нее была такая хорошая фигура.
Майя Плисецкая — советская и российская балерина, балетмейстер, хореограф, прима-балерина Большого театра СССР. С Плисецкой Васильева связывали долгие годы дружбы.
Александр Васильев в 1981 году окончил постановочный факультет Школы-студии МХАТ, работал художником по костюмам в Московском театре на Малой Бронной. В 1982 году Александр Васильев вступил в брак с француженкой Анн Бодимон и переехал в Париж, где стал работать декоратором для различных французских театров и фестивалей. С середины 90-х Васильев начал читать курсы лекций по истории моды и проводить мастер-классы в различных университетах и колледжах мира, а также для частных групп интересующихся историей моды людей. Выпустил книгу «Красота в изгнании», организует свои персональные выставки, выпускает ювелирные украшения и парфюм под собственным именем.