Субмарины Triton/The New York Times
The Cut выпустил материал о личных подводных лодках, которые становятся всё более популярными среди миллиардеров, со ссылкой на недавнее исследование The New York Times. В статьях говорится, что даже после трагедии, случившейся с батискафом «Титан», богатых людей не пугают эксперименты с дорогостоящим глубоководным туризмом. Spltnk изучил материалы и пересказывает главное.
После взрыва «Титана» в июне этого года подводные лодки, созданные частными компаниями, «могут стать смертельными ловушками», отмечают авторы, однако богатых туристов это, похоже, не волнует. Соучредитель производителя подводных аппаратов SEAmagine Hydrospace Чарльз Конен сообщил Times, что примерно 200 таких судов в настоящее время используются по всему миру. Некоторые являются собственностью научных учреждений, другие предназначены для туризма. И количество туристических подводных лодок, по его словам, постоянно растёт.
Большими поклонниками такого туризма и связанных с ним исследований называют режиссёра Джеймса Кэмерона и инвестора-миллиардера Рэя Далио. «Океан — величайший ресурс, который у нас есть. Он в два раза больше всех континентов вместе взятых и недостаточно исследован», — заявил Далио.
«В то время как билет на борт и подводный тур, подобный тому, который закончился трагедией в этом году на пути к крушению «Титаника», слишком дорог для большинства людей (билет на экскурсию стоил 250 тысяч долларов. — Прим. ред.), владение собственной подлодкой требует другого уровня благосостояния и инфраструктуры для катания на таких лодках», — пишет Times.
Стоимость набирающих популярность субмарин варьируется от 2 до 7 млн долларов. При этом в день надо ещё тратить около 15 тысяч на их обслуживание, навигацию и управление. Размещают такие субмарины частные владельцы на своих яхтах. Как отмечают эксперты, для этого длина яхты должна быть не менее 36,5 метров. «Это на самом деле такие мелкие расходы, когда ты пресыщен растущими масштабами своих владений», отмечает The Cut. Управляющий компанией по производству персональных подводных лодок SubMerge Офер Кеффер объяснил интерес богатых людей к подводным лодкам так: «Когда у вас уже есть мегаяхта и суперъяхта, подводная лодка становится следующим приобретением, которое необходимо иметь».
«Чем можно заниматься на персональном подводном аппарате, кроме как забираться слишком далеко на глубину, на которую можно поглазеть, и рассматривать разлагающиеся на морском дне обломки кораблей столетней давности?» — задаётся вопросом автор. Сообщается, что частные владельцы иногда предоставляют свои суда в аренду для научных исследований и съёмок документальных фильмов, другие используют их для различных исследований. По словам директора по продажам и маркетингу компании по производству подлодок для личного пользования Triton, подводные лодки «смешанной модели» часто используют для стандартного яхтинга: люди устраивают там званые ужины и коктейльные вечеринки, играют в покер, устраивают подводные свадьбы и другие торжества.
Во время стандартной экскурсии под водой, по словам Чарльза Конена, туристы могут погрузиться на глубину в «живописном месте» на пару часов и пообедать там, рассматривая подводный мир. «Даже после тысячи погружений это никогда не перестает быть захватывающим», — уверяет Конен. Отмечается, что на планирование такого погружения, составление карты для него и различных «настроек» могут потребоваться месяцы. Трагический случай с батискафом «Титан» Конен назвал исключением из правил, из-за которого не стоит беспокоиться. Батискаф, по его словам и как уже утверждалось ранее, не был построен в соответствии со всеми необходимыми правилами, что «беспокоило сообщество, связанное с глубоководными погружениями, годами». Впрочем, «некоторые эксперты могут возразить, что правила, касающиеся подводного туризма, во всех отношениях туманны», пишет The Cut.
Тем не менее представители компаний Triton и SubMerge говорят, что у них не было никаких отмен экскурсий с момента аварии «Титана». Они отметили, что спрос на экскурсионные погружения, а также на покупку подлодок пока только растёт.
Напомним, что частный батискаф с туристами «Титан», который направлялся к затонувшему в 1912 году «Титанику», пропал 18 июня. На борту находились британский миллиардер Хэмиш Хардинг, один из богатейших людей Пакистана Шахзада Давуд со своим 19-летним сыном Сулейманом, французский исследователь Поль-Анри Наржоле (он был одним из первых, кто погрузился к обломкам лайнера в 1987 году) и основатель компании OceanGate (являлся организатором путешествия и владельцем батискафа) Стоктон Раш. Батискафом управлял Раш, который был женат на праправнучке пары, погибшей на борту «Титаника» в 1912 году.
После известия об аварии подводной лодки сообщалось, что кислорода осталось на 96 часов: он закончился 22 июня. В поисках батискафа принимали участие как частные суда, так и береговые службы США и Канады. За спасательной операцией следил весь мир. Спасти экипаж не удалось. Позже были обнаружены обломки батискафа, на основании чего был сделан вывод, что экипаж погиб ещё 18 июня в результате «катастрофической имплозии» корпуса под воздействием толщи воды.