Режиссер Жан-Люк Годар, крестный отец французского кинематографа новой волны,
скончался во вторник в возрасте 91 года, сообщила французская газета
Liberation со ссылкой на людей, близких к режиссеру.
Позднее в Liberation обновили информацию, добавив, что Годар воспользовался
разрешенной в Швейцарии (там режиссер жил с 1970-х годов) процедурой эвтаназии
(практика добровольного ухода из жизни).
Он не был болен, он просто вымотался. Поэтому он принял решение покончить с
этим. Это было его решение, и ему было важно, чтобы об этом стало известно,
— рассказал Liberation во вторник один из членов семьи.
Тело устало. Он уже не мог полноценно жить из-за различных патологий. И я
думаю, что для человека, который был таким независимым, таким честным, не
иметь такие же физические возможности, как все остальные, было серьезным
препятствием,
— добавил он.
Собеседник газеты также сказал, что сообщение о смерти просочилось в прессу
раньше, чем им хотелось бы. Семья рассчитывала сообщить обо всем позже.
Мы хотели дать себе 48 часов. Но мы были ошарашены, и это было немного
неприятно. Мы хотели провести этот день в спокойствии.
Жан-Люк Годар с молодости проявлял философский интерес к теме смерти.
Французский кинокритик Жан-Люк Дуэн вспоминал, что режиссер носил «лезвие
бритвы в бумажнике». В интервью 2014 года Годар также намекал, что
заинтересован в эвтаназии.
Годар был одним из самых известных режиссеров в мире. Он прославился такими
классическими фильмами, как «На последнем дыхании», «Безумный Пьеро»,
«Посторонние» («Банда аутсайдеров») и «Презрение», которые раздвинули
кинематографические границы и вдохновили многих режиссеров.
Кадр из фильма «На последнем дыхании»
Годар начинал свой путь в кино в начале 1950-х с кинокритики и писал для
известного журнала Cahiers du cinéma. В 1960 году он снял свой дебютный фильм
«На последнем дыхании» с Жан-Полем Бельмондо и Джин Сиберг, который стал
практически одним из манифестов нового подхода к киноязыку. Режиссеры новой
волны критиковали коммерческий «голливудский» стиль, предсказуемость сюжета и
искали новые способы съемки. Французский кинематограф тех лет оказал влияние
на следующее поколение независимых американских и европейских режиссеров конца
1960-х и начала 1970-х годов.
Годара также называют одним из самых радикальных режиссеров в истории кино
из-за его активной политической позиции. В своих фильмах он высказывался о
вьетнамской войне и вплетал в них марксистские идеи. Сам Годар был сторонником
левого движения и активным участником майских событий 1968 года во Франции, во
время которых он даже снял несколько пропагандистских фильмов. Режиссера также
обвиняли в антисемитизме из-за его поддержки Палестины.
Кадр из фильма «Посторонние» («Банда аутсайдеров»)
В 2010 году Годару должны были вручить почетный «Оскар» за вклад в развитие
кинематографа, однако ехать получать награду режиссер отказался. Презрительное
отношение к подобным мероприятиям у него сформировалось еще в молодые годы.
Как известно, в 1968 году во время студенческих волнений Годар за компанию с
Франсуа Трюффо участвовал в срыве Каннского кинофестиваля. По иронии судьбы, в
итоге за всю свою карьеру он так ни разу и не получил «Золотой пальмовой
ветви» (в 2018 году ему вручили только специальную «Золотую пальмовую ветвь»
за вклад в кинематограф — такую награду в Каннах вручали впервые в истории, в
2014 году он также получил приз жюри за экспериментальный фильм «Прощай, речь
3D»). Зато фильмы Годара были удостоены наград Берлинского и Венецианского
кинофестивалей.
Источники:
Reuters,
Liberation,
Le Temps, Gettyimages.ru, Кадры из фильмов