Любовь в современном мегаполисе безжалостна, стремительна и скоротечна, однако даже в эпоху процветающего женского феминизма, оголтелого мужского шовинизма и девальвации института брака отношения мужчин и женщин по-прежнему будоражат умы и сердца. Любовь ищут, о ней мечтают, говорят и даже пишут стихи. Разумеется, в современной любовной лирике редко встретишь «свечи-ладаны-вздыханья нежных губ» и прочие анахронизмы, что неудивительно: искусство было и есть отражение действительности.
В этом смысле проект «Клубного театра» – спектакль «Любля. Офисная любовь» (режиссер Дмитрий Изместьев) – можно считать своеобразной российской антологией любовной лирики двух последних десятилетий. Создателям удалось не только сконцентрировать в инсценировке стихи о любви 19 разных авторов, но и превратить это в полноценное театральное действо с участием известных драматических актеров: Рамили Искандер, Юлии Пересильд, Павла Сборщикова, Анатолия Пашинина, Дениса Сарайкина, Юрия Тхагалегова. Причем каждый из актеров исполняет на сцене несколько ролей.
В этом действе без антрактов и купюр современные поэты – Тимур Кибиров, Андрей Орлов (Орлуша), Дмитрий Быков, Олег Груз, Екатерина Горбовская, Игорь Иртеньев, Елена Исаева и другие – говорят, кричат, плачут, иронизируют на тему любви, не стесняясь слов и эмоций. Их произведения объединены общей сюжетной линией с полным сохранением авторского стиля и лексики, в том числе порой ненормативной.
«Любля» – это диагноз современным отношениям между мужчиной и женщиной, поставленный создателями с изрядной долей самоиронии и цинизма. Спектакль смешной, но Юлия Пересильд считает, что «люди в зале смеются, потому что стесняются плакать». И правда – не знаешь, плакать или смеяться, когда герой пьесы так излагает супруге свое видение гендерных ролей в современной семье:
В мире выдумок и лжи –
Ты права –
В доме должен быть мужик,
Голова.
Телевизор, если что,
Починить;
В спальню, скинувши пальто,
Поманить;
Думать, строить города
И решать;
Перегаром иногда
Подышать;
Где-нибудь гвоздей тайком
Утащить;
Если надо, тумаком
Поучить.
Должен кто-то быть живой
Под рукой –
Хоть убогий, хоть кривой,
Хоть какой.
Чтоб смотреть на жён чужих
С высоты,
В доме должен быть мужик –
Это ты…
(Алексей Ефимов)
Или когда героиня очень трогательно рассказывает о том, как хорошо живется замужем:
Хорошо иметь мужа садиста.
Значит, в доме всегда будет чисто!
И намыто и отполировано!
Отутюжено! Отштамповано!
Никогда ничего не забыто!
Хорошо это! Весело! Сыто!
Хорошо жить с мужем-пиявкой!
И ни сил, ни денег не жалко!
Столько близости с ним обезболенной!
Сколько радости, что он напоенный!
Сколько сильной энергии, воли,
Чтоб хватило любимому крови!
…………………….. (Юлия Донская)
Любопытно, что в спектакле о современной любви не обошлось без античного персонажа – Амура, который пытается донести до людей искры божественной Любви:
Я люблю тебя больше, чем можно,
Я люблю тебя больше, чем нежно,
Я люблю тебя больше, чем нужно…
(Дмитрий Быков)
Современный Амур функцию свою выполняет не хуже своих античных предков: стрел хватает на всех. Но достигают ли они цели?
Автор идеи и генеральный продюсер спектакля Вадим Корсаков так отвечает на этот вопрос: «Каждому из героев нашей истории Амур дает шанс на настоящее чувство. Но далеко не все способны этот шанс не упустить. Из нескольких пар только одной удается победить в этих гонках не на жизнь, а на смерть, где награда – возрождение к долгой и счастливой любви. Финал пьесы становится для этой пары персонажей только началом для сильного чувства».
Что для современного жителя мегаполиса есть любовь?
Как ее найти и удержать? Смотрите спектакль…
* В спектакле порой звучит ненормативная лексика.
29 октября, в субботу, на сцене Digital October, Красный Октябрь, Москва
www.officelove.ru; www.digitaloctober.ru
Заказ билетов