Советский и американский программист и гейм-дизайнер, создатель игры «Тетрис» Алексей Пажитнов дал интервью Юрию Дудю* и рассказал, как создал игру, почему долгое время не получал с нее доход, как относится к спецоперации и какими видит «людей будущего». Ранее вышел фильм «Тетрис» о создании игры и снова подогрел к ней интерес. Spltnk собрал главные цитаты.
Об отношении к спецоперации
Полный кошмар. Помимо общей депрессии, стыда за страну и всего остального, я потерпел личное фиаско — я всю жизнь придерживался общерусского, интеллигентского положения, что политика — это дело грязное, и не царское это дело — в нее соваться. Я никогда в жизни не голосовал, политикой не интересовался — ни в Советском Союзе, ни в России, ни в Америке. Новости я не смотрел практически никогда, только случайно. Совершенно был не в курсе и абсолютно отделил себя от всяких проявлений социальной жизни, мне было это не интересно. Мой друг Хэнк (Хэнк Роджерс — гейм-дизайнер и предприниматель, основатель The Tetris Company, которая лицензирует товарный знак Tetris. Роджерс сыграл важную роль в разрешении лицензионных споров вокруг игры. — Прим. ред.) постоянно меня в этом упрекал, он человек социально активный, но я всерьез его упреки не принимал. И вдруг мне так, бабах, говорят: «Смотри, ты за это все в ответе, потому что так жить в этом обществе нельзя». Мне нечем крыть, нечего сказать в ответ.
О россиянах и политике
Я вдруг это осознал и не могу внутри даже найти себе оправдание. Поэтому я пробую понемножку в это дело въехать.
После начала конфликта на Украине Пажитнов сделал заявление, в котором заявил, что уверен, что «путинский режим падет», и добавил, что ему «грустно из-за того, что большая часть людей в России этого не понимает».
О программистах
Надо нестись со всех ног сейчас из этого места [России]. Там совсем ничего не светит. А уж с санкциями это совершенно безнадежно, никакой перспективы, ни жизненной, ни карьерной.
После объявления частичной мобилизации в России в сентябре многие россияне приняли решение покинуть страну. Большое количество уехавших работают в сфере IT, в том числе занимаются разработкой игр. Многих сотрудников даже вывозили из страны их зарубежные работодатели. Массовый отъезд айтишников из России превратился в тренд и породил большое количество и дискуссий, и мемов.
О пропаганде в советское время
В советское время слово «пропаганда» было синонимом слова «ложь». То, что лилось на идеологических курсах, — это была явная, неприкрытая пропаганда. Я старался учиться хорошо, и даже эти курсы приходилось учить досконально, а после сдачи экзаменов внутри заводится что-то вредное, что надо потом изживать, типа инфекции.
О семье и жизни в СССР
Моя семья была диссидентской, поэтому у нас никаких иллюзий по поводу нашей жизни не было. Мы прекрасно понимали, как устроена жизнь за границей и здесь.
Мы совершенно безнадежно находились в этом свинарнике — во всяком случае, это было мое ощущение. Я даже и не мечтал о том, что я когда-нибудь куда-нибудь уеду или что у нас изменится жизнь. Была такая постоянная расстановка, по крайней мере в моем сознании, ну и в сознании всех моих друзей и близких.
О фильме «Тетрис»
Я ожидал увидеть нечто более ширпотребное. На самом деле фильм действительно получился, явно он сделан с сердцем, с совершенно чудесной игрой актеров: я обожаю Тэрона Эджертона, который играл Хэнка Роджерса, блестящая роль. Мне очень понравился Никита Ефремов, но тут я не могу быть объективным, все-таки он играл меня. Несмотря на массу Голливуда, фильм эмоционально очень верен — очень точно воссоздается действительно вся эта деловая интрига, которая была вокруг прав на «Тетрис».
В конце марта на стриминговом сервисе Apple TV+ вышел фильм «Тетрис» — биографическая драма о гонке западных и японских компаний за правами на советскую игру. Роль Алексея Пажитнова в фильме сыграл Никита Ефремов. Изначально роль Алексея Пажитнова в фильме «Тетрис» предлагали Александру Кузнецову, но он отказался сниматься в картине ради участия в фильме «Фантастические твари: Тайны Дамблдора», съемки которого должны были проходить в одно и то же время с «Тетрисом».
О подделке «Тетриса», которая была популярна в 90-е
Я испытывал чувство сожаления, потому что там какие-то вещи были не совсем хорошо сделаны. Мне было обидно, что вместо моей игры играют в какое-то нелепое изделие, которое даже неточно повторяет [игру].
В 90-е была очень популярна портативная игровая консоль под названием Brick Games со встроенными играми, среди которых всегда был «Тетрис» (именно поэтому консоль часто называли «тетрисом»). Игра на этой консоли использовалась с нарушением авторских прав.
О том, почему он в течение 10 лет не зарабатывал на «Тетрисе»
В тот момент, когда игра получила шанс опубликоваться, я совершенно четко осознавал, что возникнет вопрос, как мне заявлять права на эту игру. Я понял, что ситуация в стране с правами такова, что если я начну бороться за свои деньги и долю, то посвящу остаток жизни борьбе за свои материальные права. Либо я могу пожертвовать этой игрой и заставить всех вокруг работать именно на лучшую публикацию, объединить усилия в этом положительном направлении, чтобы игра действительно была опубликована наилучшим образом. Использовать известность и качество для того, чтобы спокойно потом публиковать другие игры, которых у меня было припасено, наверное, с десяток. Осознанно решив, что я оставляю эти виртуальные деньги кому-то другому. Я считаю, что это было правильное и разумное стратегическое решение.
Пажитнов спроектировал и разработал игру «Тетрис» в 1984 году, работая в Вычислительном центре им. Дородницына при Академии наук СССР.
Об отношении к Илону Маску
Парень симпатичный, но он какую-то чушь все время несет. То чушь говорит, то очень умные вещи — не пойму я его. То, что он говорит там по политике, — он явно некомпетентный в этом вопросе человек, не профессионал, поэтому что его слушать. Но он, конечно, человек будущего, как вы и я. Текущая война и то, что мы видим, — это схватка будущего с прошлым, и сейчас в этом котле как раз кристаллизуются люди будущего. Которых мало интересуют горизонтальные связи, которые мало признают авторитетов, которые направлены на будущее и смотрят в суть вещей. Может быть, они не такие добрые, религиозные и так далее, но это поколение людей, которых выкристаллизовывает борьба с абсолютным злом.
О жизни в США
Мне сразу здесь понравилось. Дети стали ходить в школу, появился свой дом… Все это произошло незаметно, я даже как-то и не мыслил, что я переехал. Вообще-то я приехал сюда работать, по трехмесячной рабочей визе. Но через полгода сюда ко мне приехала семья, а еще через полгода страна, из которой я приехал, перестала существовать.
В США Пажитнов уехал в 1991 году, сейчас он с семьей живет в Сиэтле. Алексей Пажитнов — советский и американский программист, разработчик и гейм-дизайнер. Ранее в СМИ появлялась информация о том, что Пажитнов работает в подразделении Microsoft разработчиком компьютерных игр. Сам он в одном из интервью говорил, что сейчас «по сути ничем не занимается».
*Признан в РФ иноагентом