Файнс, игравший в шедеврах вроде «Список Шиндлера» и «Английский пациент», стал по-настоящему знаменитым после роли Волан-де-Морта в фильмах о Гарри Поттере. В жизни актер, в отличие от своих брутальных персонажей, тихий и простой человек. Однако порода (Рэйф из богатого рода английских промышленников, состоит в дальнем родстве с принцем Чарльзом) видна даже неискушенному глазу: прекрасный английский язык (отточенный в Королевском Шекспировском театре), проницательный взгляд, неторопливость. Читательницам «Клео» звезда Голливуда рассказал о своем режиссерском дебюте, о своих впечатлениях от России и о том, почему такой удивительный мужчина до сих пор одинок.
Блиц-опрос «Клео»:
— Дружите ли вы с Интернетом?
— Да, вполне. Я нормальный пользователь – могу отправить почту, посмотреть погоду.
— Что для вас непозволительная роскошь?
— Растрата эмоциональных сил на всякую мелочь.
— Где вы провели свой последний отпуск?
— Отпуск? Это когда тебя кто-то отпускает? Я же не на промышленной фабрике тружусь. Но когда нет съемок, и все хорошо складывается, стараюсь выбраться поближе к природе.
— С кем из животных вы себя ассоциируете?
— С гремучей змеей – всегда предупреждаю о том, что готов укусить.
— В детстве у вас было прозвище?
— Не припоминаю.
«Русские любят меня больше всех»
Мистер Файнс, вы недавно побывали в Москве. Чем вас удивил наш город?
Людьми, конечно! Мне кажется, русские меня любят гораздо больше, чем мои соотечественники, европейцы и американцы вместе взятые. Не знаю, с чем это связано. Может быть, с особым менталитетом русских, с вашей широкой душой, может, наоборот, с некоторой прохладностью британцев… А может быть, с невероятной популярностью приключений Гарри Поттера. Хотя вероятнее всего, что как раз все имело место. Мне остается лишь констатировать факт необычайно теплого приема московских поклонников. Я был приятно удивлен.
Кстати, мне показалось, что Москва идеально подходит для съемок картины по пьесе «Юлий Цезарь». Почему-то мне так сразу показалось. Думаю, это было бы очень интересно.
После того, как в 1997 году вы развелись с Алекс Кингстон, так и не нашли себе новую жену…
Вы хотите спросить, не гей ли я? Нет, я не принадлежу к сексуальным меньшинствам. Я люблю женщин. И иной раз мне настолько может вскружить голову женская красота, сексуальность, что я просто забываю обо всем на свете. Но я не люблю выставлять свои отношения и романы напоказ, хотя часто это и без моей воли и ведома становится достоянием общественности. Вообще меня часто спрашивают, не гей ли я и не болею ли я чем-то серьезным. (Смеется).
В связи с чем?
В связи с тем, что если я отвечаю, что я не гей, все начинают удивляться, почему же у меня нет детей. Нет, я не болен, просто дети — это жуткая ответственность. Знаете, просто так уже не встанешь и не махнешь в тот же Мумбай, если тебя будут ждать дома жена и дети. Ну, а поскольку я не могу не вести бурную общественную жизнь и я не домосед, не думаю, что я имею право портить кому-то детство и лучшие годы жизни. Хотя, может быть, дело в том, что мне не встретилась моя настоящая Женщина — с большой буквы.
«Файнс-режиссер чуть не уволил Файнса-актера»
Вы стали режиссером, сняли картину «Кориолан». Признайтесь, тяжело было и главную роль исполнять, и следить за своей игрой в качестве режиссера? Не возникло внутриличностного конфликта на этой почве?
Возник профессиональный конфликт. Файнс-режиссер пару раз чуть не уволил Файнса-актера. Слава Богу, обошлось. (Смеется). С ним было просто невероятно тяжело — иногда он казался просто невероятным деревом! Но это нормально: к себе всегда более требователен, чем к другим. Другие актеры мне казались сущими ангелами — чудесные ребята. Удивляюсь, как они вообще вытерпели это мое почти шизофреническое раздвоение. (Смеется). Но это были внутренние трудности, которые пришлось как-то решать. А были еще и внешние — бесконечно банальные. Я не только был актером и режиссером в этой картине, но еще и ее продюсером. И по долгу службы мне пришлось искать деньги на съемки. Вот это оказалось непросто! Я долго бился, ходил по потенциальным инвесторам, стучался во всевозможные двери, и в итоге часть финансирования мы получили из Сербии, часть в Великобритании.
— Что вас заводит?
— Чашка крепкого кофе.
— Есть ли у вас талисман?
— Нет.
— Как вы снимаете стресс?
— Йогой.
— Каков ваш психологический возраст?
— Расцвет сил. Сейчас мне по-настоящему кажется, что все только начинается.
— Ваш любимый афоризм?
— Хватит мечтать – пора действовать.
Вы любите Шекспира. Кто ваш любимый литературный персонаж? Случайно не Гамлет?
Как ни странно, нет! Это Одиссей! Он представляет всех нас, мужчин и женщин, людей, которые встречают препятствия на своем пути, преодолевают их, разбираясь со своей собственной жизнью!
Вы себя чувствуете таким же борцом, преодолевающим постоянные трудности?
Мне кажется, любой человек так себя чувствует, потому что жизнь состоит из трудностей, и только преодолевая их, человек становится взрослее, он растет как личность.
В чем трагедия Кориолана? Многие называют его злодеем, но я так не считаю. Это очень сложный персонаж. Я воспринимаю его как солдата. Это человек, который не развился полностью — это ребенок в теле взрослого мужчины.
А в финале он маленький мальчик. Для меня он по-настоящему трагичный персонаж. Это чистая трагедия, прежде всего — нашего общества. Шекспир очень четко показывает то, как на протяжении долгого развития общества оно функционировало неправильно. Вспомните, сколько раз за последние несколько лет народы разных стран поднимали бунт против правительств? Вот вам еще один ответ на вопрос, почему Шекспир актуален сегодня.
«У англичан нет своего Чехова»
Мистер Файнс, вы не раз играли героев русской классики — и в театре, и в кино. Онегина в одноименном фильме, в театре чеховские пьесы. Вы поклонник русской литературы? Или просто так сложилось?
Я читал Пушкина, Лермонтова, Толстого, Достоевского, Тургенева, Чехова — то есть классику ХIХ века, и, к своему стыду и сожалению, я совсем ничего не знаю о состоянии русской литературы второй половины ХХ века. Но даже если бы в России в последние сто лет вообще не было литературы, русские все равно не потеряли бы своих позиций, потому что у вас уже есть такие писатели. Они уже создали образы, раскрывающие человеческую душу необыкновенно глубоко и точно. Я действительно часто играю персонажей пьес Чехова. Но это только потому, что у нас, у англичан, нет своего Чехова. Никто у нас не описывал будничную жизнь так тонко, так прозрачно, как описал жизнь русских конца позапрошлого века Чехов. Я бы очень хотел еще играть Чехова.
А в кино? Тоже Чехова? Вера Глаголева же предложила вам роль в экранизации «Месяца в деревне»…
Да, мы будем работать с Глаголевой. И с Павлом Лунгиным тоже у нас есть общие планы. Пока не буду подробно рассказывать, хорошо? А что касается ролей в кино…
Иногда мне кажется, что я уже сыграл свои любимые роли — в «Преданном садовнике», «Английском пациенте», в «Кориолане», наконец… Но оглядываясь на свой опыт, я понимаю, что мне есть, куда развиваться как актеру.
Почему-то режиссеры мне совсем не предлагают комедийных ролей. Хотя мне кажется, я хорошо справлюсь с чем-то таким… Но если никто меня не видит в качестве комедийного актера, придется мне самому снимать комедию и утверждать себя на главную роль. (Смеется).
У вас тонкий литературный вкус, воспитанный на мировой классике. Скажите, а музыкальный вкус такой же изысканный?
Мне кажется, я знаю толк в хорошей музыке, хотя я совсем не тот человек, который с утра до ночи слушает органные концерты. На самом деле, мои музыкальные предпочтения обширны: от Баха до Led Zeppelin и Moby. Но я люблю исполнителей с сильным голосом и качественными текстами, люблю эмоции.