Андрей Смирнов/Legion-media.ru
Андрей Смирнов стал новым героем YouTube-канала Катерины Гордеевой*. В интервью 82-летний сценарист, режиссёр и актёр рассказал о своём отношении к происходящим сейчас изменениям в России, своём отношении к политике и эмиграции, цензуре в кино и своих фильмах. А также высказался об отношениях с женой, актрисой Еленой Прудниковой, и о дочери, режиссёре и сценаристе Авдотье Смирновой. Spltnk посмотрел интервью и выбрал самые интересные цитаты.
О фильме «За нас с вами»
Последний на сегодняшний день фильм Андрея Смирнова «За нас с вами» вышел в 2023 году и не демонстрировался в кинотеатрах. В картине показано, как интеллигенты выживают в Москве 1950-х. Главные роли сыграли Юлия Снигирь, Андрей Смоляков, Ирина Розанова, Александр Устюгов, Леонид Ярмольник, Ксения Раппопорт, Иван Добронравов, Нина Амелина, Дмитрий Куличков и Александр Кузнецов.
Никто из прокатчиков не предложил показывать «За нас с вами» в кино. Что-то их испугало в этой картине. Хотя ничего скандального в ней нет, на мой взгляд. И прокатное удостоверение Министерство культуры без раздумий нам вручило. Но прокатчики нам навстречу не пошли, пришлось мириться с тем, что фильм можно посмотреть только на платформах. Но зато за первый месяц он дал такие превосходные цифры, что я смирился.
У меня в конце героиня говорит своему любовнику, что выжить в этой жуткой стране можно только любовью. Он её любит и зовёт её замуж. Но не думаю, что она вышла бы за него замуж, потому что она помнит и знает, что она на десять лет старше. <…> Любовь — это главное в жизни. Самое существенное в юности и в зрелости — это поиск партнёра. Если ты нашёл достойного партнёра, значит, у тебя жизнь удалась. А не нашёл — жизнь не получилась.
О своей жене
Первой женой Андрея Смирнова была актриса Наталья Рудная. В этом браке родились две дочери — Авдотья и Александра. Второй супругой режиссёра стала актриса Елена Прудникова. У пары есть двое детей — дочь Аглая и сын Алексей.
Я увидел её в фильме Ирины Поволоцкой в фильме «Исполняющий обязанности». С Ирой мы дружили, и я спросил у Иры, что это за кадр. Попросил познакомить. И у неё дома я познакомился с артисткой, в гостях я был с тогдашней своей женой. Прошёл год, я стал свободен, и мы встретились на футбольном матче. Лена тогда была замужем. На футболе я ей объяснил, что если у неё роман закончился, то надо расставаться с мужем. Всю следующую неделю у нас был бурный роман, а в конце недели мы решили не расставаться.
Во-первых, она была очень красивая. Когда мы ездили за границу на фестивали, всегда самая красивая была она. В Италии мы сидели на интервью в окружении звёзд, Клаудия Кардинале была, но всё равно самая красивая девка была моя жена. В Париже, когда я ставил спектакль «Месяц в деревне» с довольно симпатичной артисткой, после премьеры собралась вся труппа, пили шампанское, и главный режиссёр Жан-Пьер Микель поднял бокал и сказал: «К сожалению, самая красивая женщина была не на сцене, а сидела в зале». И поднял тост за Ленину красоту. Другие артистки честно аплодировали.
(Почему не снимал жену в кино.) В то время, когда Лена снималась и была в расцвете красоты и таланта, я не снимал кино. Я в то время был сценаристом. Первая картина после перерыва была крестьянская абсолютно («Жила-была одна баба»), Лена не могла бы играть крестьянку. Потом был «Француз», но там Лена уже работала с молодыми артистами у меня. А в картине «За нас с вами» она проявила себя как гениальный продюсер, она была главным счетоводом, потому что вся картина снята на спонсорские деньги, государственной там нет ни одной копейки.
И она же очень помогала Юле Снигирь, исполнительнице главной роли. Юля — очень талантливый человек, но у неё нет театрального опыта, который помогает на съёмках в кино. И в этом смысле Лена сыграла очень большую роль, очень помогла Юле внутренне освободиться и поверить в себя. Она занималась с Юлей каждый день, была на площадке всегда, когда снималась Юля. Я очень доволен результатом работы Снигирь, и в этом большая заслуга моей жены.
«Страна, где всегда побеждает зло»
То, что сейчас происходит в стране, не в один день родилось. Как говорил мой знакомый: «Это страна, в которой всегда побеждает зло». В этом есть доля правды. Я не могу сказать, что люблю эту страну, я просто с ней сердечно связан. Это моя страна, другой у меня нет. Это объективная реальность, от которой уйти невозможно и которую променять на что-нибудь невозможно.
Я не согласен с теми, кто говорит, что мы сегодня живём в страхе. Да, сейчас и аресты идут, и какие-то суды неправильные, но массового террора, как в прошлом, пока что, слава богу, нет. Сравнивать наши времена со сталинскими можно, но это не одно и то же, сейчас другое время. На тему политики я не буду говорить категорически. К политике не поворачиваемся лицом, к политике — только в профиль.
О главных проблемах России
Сейчас идёт активнейший возврат сталинизма и советских нравов, но я думаю, что это явление временное. Всё равно России придётся осознать своё прошлое, разобраться со сталинизмом. Я уверен, что будут люстрации, России придётся осознать себя частью Европы, а не Азии. Мы должны осознать, что вся наша история и вся наша культура замешаны на европейской и только европейской культуре.
Россия плохо знает свою историю. Всё, связанное с теми трудностями, с которыми мы сталкиваемся, заложено в нашей отечественной истории. В России со времён Карамзина сложилась очень глубокая историческая школа. И сегодня есть потрясающие историки. Например, Андрей Зубов. Если придёт время, когда каждый россиянин сочтёт своим долгом ориентироваться в истории собственной родины, тогда изменится, я думаю, и сама жизнь. <…> Надо, чтобы любой шофёр, любой человек, любая деревенская баба осознавала себя гражданином, от которого что-то зависит в стране. Тогда будет гражданское общество и тогда оно будет что-то значить. А что оно значит сегодня? Ничего.
Почему не уехал из России
У меня была возможность уехать из России в 91-м году. Это были тяжёлые времена, магазины были пустыми. Купить было нечего. В это время мне предложили работать в Лондонской киношколе, это одна из лучших киношкол мира. Моя программа была одобрена, я уже встретился со студентами. Моё семейство уже ждало переезда под Лондон. При этом у меня сын родился в 91-м году. У Лены было не очень много молока, и приходилось ходить за молоком на молочную кухню. Я вставал в четыре утра зимой и стоял в очереди. Магазин открывался в восемь. Молоко не всегда привозили, приходилось бежать в другой. Поэтому переезд в Лондон мы ожидали с некоторым нетерпением в надежде, что, по крайней мере, удастся решить проблему молока.
Но в это время мне прислали контракт, который я должен был подписать. Оказалось, что он на три года. Я сказал Лене: «Три года — это невозможно. Пацан вырастет в английском дворе. Его первым языком будет английский, я с этим не могу смириться». Я попросил сократить контракт до одного года, там сказали, что это невозможно, я отказался. И остался в Москве. Я никогда об этом не жалел. Потому что у моего сына природный роскошный русский, но у него и выдающийся английский, который он выучил в Москве.
Об эмиграции
Мне важна связь с языком, с культурой русской. Это то, от чего оторваться сложно. Я думаю, что эмиграция — это тяжёлая судьба. Отрываться от родной культуры, от родного языка, от родного дома очень тяжело.
О цензуре в кино
Мой фильм «Осень» назвали позором кинематографа. Для меня это было испытание очень тяжёлое. Картину не принимали полгода, не выпускали. В Москве она вообще не шла. Я был прокажённый какой-то. Там, где она шла, она шла без афиш. Ни одной картинки, ни одной рецензии критики. Я снимал её три месяца, а сдавал — шесть. И за это у меня из гонорара ещё вычли денег за несдачу вовремя. Как я мог сдать вовремя, когда министр всё время давал новые поправки, и надо было писать новые тексты и снимать новые сцены?
За этот фильм я и тысячи не получил, нормальный гонорар тогда был — шесть тысяч. Режиссёр ведь живёт на деньги за картину несколько лет, прожить на эти деньги было невозможно. Из долгов было не вылезти. Снимать что-то только ради денег мне было неинтересно. Это год с лишним работы на какого-то дядю — это же пытка. Это ужас какой-то. Повеситься можно, лучше сидеть без фильмов.
Андрей Смирнов не снимал фильмы на протяжении тридцати лет. Первым его фильмом после долгого перерыва стала картина «Жила-была одна баба», вышедшая в 2011 году.
О должности чиновника и отмене цензуры
С 1988 по 1990 год Андрей Смирнов был первым секретарём правления Союза кинематографистов СССР.
Я оказался прирождённым бюрократом. Я работал секретарём правления Союза кинематографистов три года и практически все выходные проводил там. Мы первыми объявили о необходимости отмены цензуры. И проводили эту мысль последовательно. И при нас цензура действительно была отменена. И вот тогда мне стало дико обидно, что я не режиссёр, что я не снимаю фильмы и не сделаю ни одного фильма, который был бы сделан без чужой указки. Поэтому я вернулся, и три мои картины, снятые после отмены цензуры («Жила-была одна баба», «Француз», «За нас с вами»), не тронуты цензурой. Я отвечаю там за каждую реплику и склейку. Чего я не могу сказать про свои предыдущие фильмы.
Об отце Сергее Смирнове и дочери Авдотье Смирновой
Писатель Сергей Смирнов участвовал в травле поэта и писателя Бориса Пастернака и поддержал исключение Пастернака из Союза писателей СССР. В фильме Андрея Смирнова «Осень» звучат стихи Бориса Пастернака.
Отец видел фильм «Осень», он ничего мне о нём не сказал. Мы никогда не обсуждали дело Пастернака. Один раз я его попрекнул, его это чудовищно задело. У него перекосило всё лицо, я понял, что это больное место. Что на эту тему говорить нельзя. Он мне сказал: «А тебе не случалось делать что-нибудь, о чём пришлось бы жалеть? Ну ты счастливый парень». Я прямо весь покрылся испариной. Отца я очень любил и уважал. Ну вот было такое в стране, тяжёлый случай. Я понял, что он этого стыдится. Поэтому я помалкивал, когда мои родители смотрели «Осень».
В Переделкине открыли сквер Пастернака внучка Пастернака и моя старшая дочь Авдотья. Я не имел к этому никакого отношения, но я знал, что они этим занимаются. Это не примирение семей — что вы, это смешно. Но мои дети выросли, прекрасно зная стихи Пастернака и зная, что они являются одними из моих любимых. Но всё-таки с нашей фамилией по местам Пастернака лучше не ходить.
*Признана в РФ иноагентом