Сервисы знакомств/Pixabay
Российский рынок онлайн-знакомств изменился после начала спецоперации и ухода таких сервисов, как Badoo и Tinder. О том, как сейчас выглядит рынок знакомств в России, РБК рассказали гендиректор сервиса «Мамба» Андрей Бронецкий, гендиректор Tabor Евгений Довнар и гендиректор Loveplanet Елена Беляевских.
Как повлиял уход с российского рынка иностранных сервисов для знакомств
Андрей Бронецкий: За счёт ухода обоих сервисов аудитория «Мамбы» увеличилась на 50%. Что касается перешедших, пользователи Badoo были очень похожи на наших. В Tinder сидели в основном жители Москвы, Санкт-Петербурга, это были пользователи iOS. Что было несколько неожиданно для нас — в Tinder оказалось неравномерное соотношение мужчин и женщин: сильного пола было заметно больше. У нас в этом плане более гармоничное соотношение.
Евгений Довнар: Мы в большей степени заметили уход Badoo, чем Tinder. Tinder был менее востребован в регионах, к тому же там более агрессивная монетизация, сервис требует много денег. Badoo был более демократичным, поэтому у него было больше пользователей. Летом после ухода Tinder у нас стало на 30% больше аудитории. Это более платящая аудитория. В плане борьбы с мошенниками у российских сервисов всё гораздо лучше. Ещё в Tinder было много девчонок, которые просто раскручивали свой инстаграм*: указывали свой аккаунт и ни с кем не знакомились. У нас такое запрещено. Да и проституция процветала в Tinder. В общем, мы только рады, что они ушли.
Елена Беляевских: После ухода зарубежных сервисов аудитория выросла в четыре раза. Аудитория пришла более платящая, чем была у нас ранее. В целом она практически ничем не отличается, кроме того, что больше пользователей iOS, чем Android.
У российских сервисов не такой привлекательный интерфейс и аудитория, как у зарубежных
Пользователи жалуются, что у российских сервисов не такой привлекательный интерфейс и аудитория, как у зарубежных.
Андрей Бронецкий: Они правильно это заметили. Я сам недавно общался со знакомым, который сказал, что не может найти альтернатив Tinder в России. Я его понимаю. Но суть проблемы заключается в том, что есть люди, которые ездят на Mercedes, а есть много людей, которые ездят на Lada. Те, которые ездят на Mercedes, — у них своя «тусовочка», они все успешные, их окружает красивая жизнь и, конечно, дорогие продукты. И поэтому людей на Lada они не понимают. Они могут жить на Остоженке, но Москва — не Остоженка, а Россия — не Москва. Мы постоянно меняем интерфейс. Причём в процессе смены понимаем, что уже пора делать новую версию. Надеюсь, весной появится новый интерфейс, и это будет уже принципиально новый цельный продукт.
Евгений Довнар: Я не согласен, что у Tinder интерфейс и аудитория лучше, чем у кого-то другого. В знакомствах красивых людей меньше, чем некрасивых. Это логично: привлекательные люди знакомятся в реальной жизни. У Tinder достаточно простой интерфейс, минимальный. У нас или «Мамбы» больше всяких фишек в плане оформления. Пользователи очень привыкли к ним. Когда мы начинали, люди пользовались чёрно-белым сервисом с кнопочных телефонов. Когда появился цветной сайт, многие требовали вернуть всё как было. Это вопрос привычки. Если вы привыкли пользоваться Telegram, вам будет неудобно, например, пользоваться китайским WeChat.
Елена Беляевских: Проблемы с некрасивым интерфейсом можно решить резко и быстро. Но стоит помнить о лояльной сложившейся аудитории, которая с нами много лет. Она будет крайне негативно реагировать на изменения интерфейса. Мы можем менять интерфейс только постепенно, двигаясь в сторону трендов.
Как изменились финансовые показатели российских сервисов за последние 1,5 года
Андрей Бронецкий: Выручка выросла на десятки процентов, а прибыльность выросла в разы.
Евгений Довнар: Выручка выросла более чем в два раза.
Елена Беляевских: Выручка и прибыль выросли более чем вдвое. В кризисные периоды сервисы знакомств чувствуют себя лучше, чем многие сферы.
Как изменилась платёжеспособность россиян
Андрей Бронецкий: Она растёт. Средняя оплата на «Мамбе» — порядка 600—800 рублей в месяц. Заинтересованные в знакомствах всегда находят деньги.
Евгений Довнар: Платёжеспособность становится только лучше. Политика никак не сказывается на сфере знакомств. Когда начиналась специальная военная операция на Украине, я предугадывал, что всё будет хорошо. Так и получилось. Мы почувствовали первый эффект, когда заблокировали инстаграм*: какая-то часть перестала пользоваться соцсетью, половина установила VPN-сервисы.
Елена Беляевских: Ни сейчас, ни в 2008 году, ни в другие кризисы мы не видели падения платёжеспособности нашей аудитории. Пользователи предпочитают экономить на чём-то другом. Знакомства — самая дешёвая возможность развлечься. Нельзя сказать, что платят в основном мужчины. Женщины старше 40 лет тоже активно платят, иногда даже лучше мужчин.
На каких зарубежных рынках работают российские сервисы знакомств
Андрей Бронецкий: Зарубежная выручка составляет порядка 30%. В основном это страны СНГ, но также Германия, Израиль, Турция, США. В этом году мы планируем закрепиться на рынках Казахстана и Белоруссии, улучшить позиции в Турции и Германии — там, где пользователи более активно платят. Надо учитывать, что в какие-то страны въехала часть российской и украинской аудитории, которая была к нам лояльна. В остальных странах выручка тоже растёт, за исключением разве что Израиля. Что касается отдалённых стран, таких как США, там есть российские пользователи, которые знают, что такое «Мамба». Это русские, которые уехали и хотят знакомиться именно с русскими. Есть иностранцы, которые целенаправленно знакомятся с русскими.
Евгений Довнар: 17 лет назад мы начинали с России, Белоруссии и Украины, не делили эти страны. Получилось так, что первой «выстрелила» Белоруссия, а потом потихонечку стали захватывать Россию. Украина блокирует все российские домены. Мы там присутствуем, но сегодня осталось 45% от активной аудитории, которая была раньше. И платежи, разумеется, снизились. У нас были большие планы по развитию за пределами СНГ, но после начала специальной военной операции притормозили. Есть проблемы с платежами из-за границы и много других сложностей. Успели выйти в Румынию. Это нестандартная страна с низкой конкуренцией на рынке знакомств. Пока дела там идут не очень — сказался большой гендерный перекос: мужчины идут толпами, а женщины не спешат.
Елена Беляевских: Продвижением за рубежом основного проекта Loveplanet мы сейчас не занимаемся. У него есть проблема оплаты [нероссийскими] картами, как у многих других сервисов. Исторически в российском сервисе у нас много пользователей из Индии, Турции и есть немного из США.
Будет ли создан российский сервис знакомств, которым будут пользоваться бизнесмены и знаменитости, как это было в Tinder?
Андрей Бронецкий: Уверен, что у нас такие люди есть, мы периодически их встречаем. Но в целом они обычно не стремятся светиться. Многие из них действительно заинтересованы найти пару. Некий «элитный» сервис может рано или поздно появиться у нас или у кого-то еще. Это будет нечто вроде клуба по интересам, с избирательной аудиторией, то есть они не будут видеть всех остальных, а будут просматривать только красивых, успешных. В рамках одного сервиса это можно делать на уровне поисковой выдачи, кому кого показывать. В какой-то момент либо мы запустим, и у нас получится эту аудиторию сегментировать, либо у кого-то из конкурентов. Придётся жёстко фильтровать тех, кто не подходит. Это жестоко.
Евгений Довнар: Мы не отслеживаем известных успешных людей. Не представляю, как для них сделать отдельный сервис. При создании аналога Tinder есть риск скатиться в эскорт-услуги — то есть пускать туда только красивых девочек, а это уже нечто сомнительное, вплоть до проституции или мошенничества.
Елена Беляевских: Такие пользователи у нас есть. Создать что-то нишевое для таких людей, конечно, возможно. Вопрос в том, какая аудитория туда придёт. Это должна быть жёсткая проверка: реально ли пользователь бизнесмен или знаменитость. Но даже если устроить такую проверку, таких пользователей будет недостаточно, и сервис рано или поздно погибнет.
*Instagram принадлежит Meta, признанной в РФ экстремистской организацией