На Premier вышел третий сезон сериала «Сама дура» о юности, взрослении и поисках себя. Мы посмотрели новый сезон и попросили режиссера Анну Зайцеву порекомендовать фильмы на эту тему.
Когда меня спрашивают про мои любимые подростковые фильмы, я всегда сразу вспоминаю фильм «Гуммо» (1997) режиссера Хармони Корина. Я люблю в этом фильме все. Обалденная ироничная интонация, хотя в целом понятно, что жизнь, которой живут ребята там и весь городок, — это скорее трагедия. То, что там делают ребята, которым нечем больше заняться, может для кого-то местами показаться диким, но я точно знаю и помню из своего детства, что и не на такое способны дети, которым некуда девать свою энергию, особенно в возрасте гормонального всплеска. Все персонажи в фильме невероятно выразительные, яркие, необычные, абсолютно документальные, они не сыграны, они там просто живут, а мы за ними наблюдаем, как в документальном кино. Кажется, что у всех них есть неосознанная или осознанная самоирония, и от этого они все становятся ужасно обаятельными, несмотря на то что они там творят. Их и жалко, и смешно за ними наблюдать. Кино очень откровенное, чему я лично как автор очень завидую, здесь мое любимое сочетание — драма, ирония, откровенное и бесстрашное повествование: сейчас такое смелое кино сложно представить себе.
Анна Зайцева, режиссер и сценаристВыпускник магистратуры чешской киноакадемии FAMU.
Режиссер и автор идеи одного из самых популярных подростковых сериалов «Сама дура», два сезона снято при поддержке ИРИ, третий сезон вышел эксклюзивно в рамках Premier Originals.
Второй сезон сериала «Сама дура» получил главный приз Best Series на старейшем фестивале веб-сериалов в Германии DieSeriale в 2022 году, а также приз за лучшую режиссерскую работу на крупнейшем американском фестивале веб-сериалов Lawebfest 2022.
У сериала 24 номинации на международных фестивалях в разных странах.
Второй фильм из прошлого, который сразу приходит в голову, — это «Детки» (1995) режиссера Ларри Кларка. Это тяжелое кино, я смотрела его много лет назад, но оно приходит на ум одним из первых, как оставившее наиболее сильное эмоциональное впечатление. Оно тоже очень реалистичное. Там очень хороший каст, все абсолютно натурально и рассказано откровенно, и поэтому драма эта производит такое сильное впечатление. Ситуация в фильме трагичная, эмоционально в действии находишься с первой минуты до последней. Картина рассказывает о том, какие серьезные проблемы могут быть у ребят в подростковом возрасте, о цинизме, жестокости, о серьезности последствий бестолковых действий. Там главной жертвой становится самая невинная и светлая девочка — так жестоко и откровенно, но правдиво фильм отражает темную сторону жизни в подростковом возрасте в 90-х, которую я тоже видела в своем детстве в реальности.
Дальше сразу более свежее и доброе. «Джуно» (2007) режиссера Джейсона Райтмана — это один из моих любимых фильмов про подростков и вообще один из любимых фильмов. Доброе светлое кино, в котором много юмора, узнавания, лирики, при этом с глубокой темой. В картине рассказывается замечательная история о девочке-подростке, которая решается на очень взрослый поступок, на который способен далеко не каждый взрослый: видимо, в этом и есть ответ — из-за максимализма и отсутствия опыта она точно не понимает до конца, какой путь ей предстоит пройти. Удивительно то, что ее поддерживают родители: в этом плане мне тоже очень нравится этот фильм, он про замечательные здоровые отношения в семье. Пройдя свой путь, во многом благодаря родителям, она не получает психологической травмы, а остается подростком, который стал мудрее. Мне очень нравятся интонация, все актерские работы, сценарий — в целом все.
Хорошее кино «Леди Берд» (2017) режиссера Греты Гервиг, здесь в целом все хорошо, интересная главная героиня. Я его недавно пересматривала по работе, и меня тут как зрителя, режиссера и человека, у которого всю жизнь конфликт с родителями, зацепили отношения главной героини с матерью — то, как они показаны, как выражен персонаж мамы. Она, с одной стороны, невыносима и явно находится в постоянном конфликте с дочерью, с другой стороны — с самого начала хорошо видно, что она свою дочь очень любит, ее поведение в целом оправдано ее собственной сложной жизнью, в которой нет времени и сил на психологически грамотное поведение с ребенком. Страхи, руководствуясь которыми она построила свою жизнь, мать проецирует на жизнь дочери, плюс она скорее эгоистично не хочет, чтобы та уезжала так же от большой любви. В кино хорошо соблюден баланс между тем, как и сколько они показывают конфликт и моменты близости и проявления заботы, так что все равно мать понимаешь, и хочется, чтобы они все-таки нашли общий язык. Кажется, это очень полезное для просмотра кино родителям и детям именно с точки зрения выстраивания отношений друг с другом и узнавания своей жизни. Но и в целом кино хорошее, линия с мамой там не основная, просто ценная для меня.
И еще в коротком списке назову картину «Хорошо быть тихоней» (2012) режиссера Стивена Чбоски. Очень хороший фильм, на мой взгляд. Он в целом смотрится как добротная подростковая история, но в третьем акте он поворачивается совершенно неожиданно, для меня по крайней мере: несмотря на расставленные подсказки во время фильма, поворот в поведении главного героя и всплывающая история из его прошлого были неожиданными и перевернули полностью восприятие всего, что до этого было в фильме. Я периодически могу быть тупым зрителем, возможно, кому-то все стало и раньше понятно, но для меня это очень круто сработало. Причем я в принципе не люблю в кино сюжетные твисты в конце, где, например, все оказывается совершенно не так, как вы думали. Но здесь этот твист скорее внутренний, психологический, он связан с поведением персонажа, который у нас на глазах ведет себя кардинально по-другому, в связи с чем и открывается его тайна.