Иллюстрация к статье

Артемий Лебедев/Фото: скриншот видео YouTube

Российский дизайнер, предприниматель, сын писательницы Татьяны Толстой и блогер Артемий Лебедев дал большое интервью Юрию Дудю*, в котором рассказал о том, как разводился с женой, как нашёл новую девушку, как относится к главе Лиги безопасного интернета Екатерине Мизулиной, и о том, какие претензии у него есть к организации «Матери Беслана», патриарху Кириллу и РПЦ в целом.

Про развод и брачный договор

Я специально не рассказываю никаких подробностей из своей личной жизни, в первую очередь потому, что это касается моего ближайшего круга, моих детей и моей бывшей жены. Ни в коем случае, никогда в жизни, ни одного плохого слова никто не услышит, особенно публично. Суд не трогал наш брачный договор, до этого не дошло: было мировое соглашение. Это значит, что мы договорились. Неважно, как это выглядело, короче, до этого не дошло, слава богу, потому что суд — это война. Я не люблю воевать, а мирный договор, он же мировое соглашение — это классный и хороший способ закрыть конфликт.

Осенью 2022 года Лебедев сообщил в своём блоге, что разводится. «Эта подробность моей личной жизни, которую вы должны знать в ближайшие 10 лет», — написал он тогда. Спустя почти два года он заявил: «Важнейшая новость прошедшей недели состоит в том, что у меня теперь в паспорте стоит штамп о разводе», — заявил Лебедев. Его женой была дизайнер Алёна Иванова, с которой они воспитывали шестерых детей. Известно, что вообще у него десять детей от пяти разных женщин.

Про новую девушку и новых детей

Это же не первый раз, когда я объявляю вакансии, неважно на что: спутница жизни — это тоже по сути вакансия, то есть то, как они отреагируют, будет, конечно, иметь важное значение для начала разговора. Я много с кем повстречался и пообщался в письмах. Да, это абсолютно нормально. Самое главное, что попался такой случай в жизни, такая удача, что вот был на свете человек, который оказался моим.

Хочу ещё пять детей. Потому что у меня внуков нет пока что, к сожалению. Я уже пришёл, видимо, к тому возрасту, когда мне нужны следующие маленькие дети, чтобы давать им как можно больше, тем более что я сейчас как раз уже дошёл до такого состояния нормального, когда ты как бы перебесился, всё в жизни попробовал и так далее. У меня уже такая мудрость, и я уже могу быть нормальным отцом и гораздо больше тратить времени на детей, чем я мог с младшими.

После развода Лебедев разместил у себя в блоге вакансию: он искал себе новую девушку.

Про певца Shaman

Shaman — красавчик. Я смотрю на всех людей, к которым принято предъявлять претензии такие глобальные, в первую очередь как на шоуменов. То есть у него есть шоу-проект, этот чувак — он артист. Его задача — собирать публику, привлекать внимание, собирать лайки, выступать, собирать концерты и при этом делать это так, чтобы… Ну ты же не можешь просто прийти на концерт к полному ******** (идиоту. — Прим. ред.), который не умеет петь, который как павлин из мультфильма про Мюнхгаузена кукарекает, и чтобы у тебя люди не разбежались. Люди приходят и искренне его слушают, то есть он артист, который берёт за душу. Он определённую потребность закрывает в России. Потребность, можно сказать, в патриотизме, а можно сказать, просто в некотором чувстве собственного достоинства, которое спало. Потому что я воспринимаю ситуацию в России так: у нас было 30 лет что-то среднее между седацией и лоботомией, то есть мы сидели, не отсвечивая. Shaman — успешный пример того, кто нашёл вот эту жилу. Я не следил за его творческой жизнью, но я так понимаю, он не первый день пытается найти какой-то подход к публике, и тут ему повезло с песней «Я русский». В общем, не самая сложная песня, не самые сложные слова, но людям даже вот такая простая вещь оказалась нужна. Я не его фанат, я ни разу в жизни не ставил себе [его песни]. Вот, первый раз я послушал, когда обсуждали, что есть такой Shaman. Я послушал песню, типа окей. И всё, больше его альбомов не покупаю.

Артемий Лебедев и Юрий Дудь*/Фото: скриншот видео YouTube
Артемий Лебедев и Юрий Дудь*/Фото: скриншот видео YouTube

Про «Матерей Беслана»

В 2019 году Лебедев опубликовал видео, в котором сообщил, что такие организации, как «Матери Беслана» и «Голос Беслана», «множатся», чтобы «привлекать к себе внимание и получать как можно больше политических пирогов», «вместо того, чтобы просто похоронить своих детей и просто жить дальше». Многие связывали такую реакцию с тем, что Лебедев накануне получил в Осетии госзаказ на изготовление туристического логотипа республики, а требования организаций стали носить всё более политизированный характер.

Золотые слова. Сейчас бы сказал всё то же самое. Политические пироги — это когда у тебя начинаются всякие комитеты, которые берут за основу некоторые события, случившиеся в прошлом, пусть даже очень трагические. И они начинают с ним бегать так, как будто это событие всё ещё актуально. Сам факт того, что есть два разных комитета… Потому что эти «Матери Беслана» — они не просто потому, что у них общая трагедия, что они похоронили своих детей, они ещё и друг с другом срутся. То есть один комитет — про одно, другой — про другое, здесь одни матери, тут другие, и у них разная политическая повестка, разные заявления. Они разные какие-то там донаты собирают. Это уже удивительное явление, что есть разные сущности, которые собирают донаты. Они же торгуют своим голосом, то есть они в принципе в медиапространстве придают себе ценность тем, что у них общая трагедия, хотя прошло там триллион лет уже […]. Милосердие — это хорошо, милосердие — очень благородное занятие, хорошо, что людям помогают, хорошо, что собирают деньги, но «Матери Беслана» и «Голос Беслана» занимаются не просто сбором денег на свежий подшипник в инвалидной коляске, они занимаются ****** (фигнёй. — Прим. ред.), и моя реакция именно на это. Ну ты если сейчас их сайт откроешь — увидишь, что их повестка не имеет никакого отношения к трагедии, они просто что-то там требовали.

Про главных врагов страны

Турбопатриоты, которые считают, что они должны сказать, как надо себя вести. Что они моральные камертоны, люди в таком белом пальто на стороне условного Кремля. Они берут власть в свои руки, они такой православный шариатский патруль, который будет всем остальным указывать, где можно пить пиво и как себя нужно вести, какие песни петь, что нельзя делать и всякую прочую ***** (фигню. — Прим. ред.). Это собирательный образ таких вот людей. Я считаю, что они ******** (странные. — Прим. ред.), что у них какие-то психические проблемы. Скорее всего, в основе лежит то, что они таким образом хотят себя спасти, купить себе индульгенцию заранее. Это чисто психологический приём защиты, типа как будто мы здесь власть, мы её олицетворяем — и к нам не придут и не схватят за жопу, потому что это мы тут говорим, как себя надо вести. Спасти от того, чтобы их условно не посадили, или не расстреляли, или что ещё там, какие у них внутри комплексы есть. Это ******* (странные. — Прим. ред.) люди. Я не такой. 

Отношение к Екатерине Мизулиной

Очень плохо [к ней отношусь]. Потому что я считаю, что её деятельность вредна для России. Она не помогает, она отпугивает людей от России, создавая ощущение того, что она что-то решает, или на что-то влияет, или вообще у неё есть хоть какая-то должность. А у неё нет никакой должности, потому что её эта Лига безопасного интернета — это общественная организация. Поэтому я это горячо не поддерживаю и считаю, что государство должно с такими людьми бороться, это же инфотерроризм.

Про уехавших из России артистов

Те люди, которые условно стали врагами народа или иноагентами и уехали из России, они не могут поставить спектакль, на который мне хочется пойти. Они снимают какое-то унылое говнище. А есть люди, которые остаются в России, даже когда они под запретом: как мы знаем, у нас много было, сначала есть какой-нибудь Бродский, которого запрещают и высылают из страны, а потом ему памятники ставят. Ну вот это история России, она вот такая, мы всё время сами себя **** (бьём. — Прим. ред.), всё время себе в ногу стреляем, всё время какой-то ****** (фигнёй. — Прим. ред.) занимаемся, потом просим прощения, каемся. И как бы тот человек, который прошёл через гонение, как будто очищается, как будто имеет право стать героем. [Хороших спектаклей, которые поставили бы уехавшие] я не то что не видел, я даже не слышал. Но если он был бы не [унылое говно], я бы про него сначала услышал, а потом бы полетел [смотреть].

Про РПЦ и патриарха Кирилла

У меня есть, может быть, абсолютно неправильное, супермегаискажённое представление о том, что такое церковь, но у меня нет другого. Я вижу, как устроена та же самая православная церковь в Болгарии, в Грузии, в Греции. Там у меня есть ощущение, что я прихожу и мне приятно. Это как будто у меня есть вот тот самый коннект с душой. А такого России не происходит. И даже то, как сейчас строят современные церкви и храмы: они такие же бездушные, как и вот эти скульптуры, которые сейчас ставят, потому что их тоже заказывают непрофессионалы, делают непрофессионалы и принимают непрофессионалы. И, возможно, даже когда профессионалы делают, их заставляют делать ***** (фигню. — Прим. ред.), и они такие: «Ладно, *** (фиг. — Прим. ред.) с ним, за деньги сделаем». Поэтому мы сейчас находимся в этом месте, у нас нет ничего, может быть, кроме храма Вооружённых сил в Алабине. Единственный современный храм, который сделан ******* (хорошо. — Прим. ред.), он производит впечатление. Фрески с Путиным и Сталиным случайно там оказались, сейчас их там нет. Да пусть они там были бы, в чём проблема? Всю жизнь портреты всех, кто спонсировал церкви, там всегда рисовали, это нормальная практика, вообще здесь нечего обсуждать. То, что мы сейчас делаем — вот эти купола из фольги от конфет, такие, знаешь, голубые, золотые и какие-то бездушные, вот эти вот трельяжи, которые в «жигулях» висят у водителей, — бездушная ***** (фигня. — Прим. ред.). То есть икона должна быть, чтобы ты неё посмотрел — и у тебя катарсис должен случиться. Ты должен почувствовать энергию, а там ты не чувствуешь. Это полиграфическая продукция, которая сделана на ****** (отвали. — Прим. ред.), чтобы её просто продать. Пластик. Вот к этому у меня претензия: патриарх является для меня чуваком, который олицетворяет именно вот это бездушное отношение. Я не вижу, что он человек, которого я хотел бы слушать, его слово для меня ничего не значит, он не делает ничего, никаких действий. Опять же, может, я глубоко неправ, но я бы хотел, чтобы он как Диоген в бочке жил и раз в год выходил и, не раскрыв глаза, желал всего хорошего или говорил «не воюйте» и уходил. Но он чиновник партийный, ездит на «мерседесе» с этим складным крестом. Откуда у меня к нему возьмётся уважение, если вроде как он должен претендовать на то, что он про человеческие души или даже имеет какую-то связь с Господом. Хотя у него не больше связи. Мы одинаковые люди на Земле. Он максимально засрал эту концепцию, даже к папе римскому у меня больше уважения.

У 49-летнего Лебедева уже были неприятности, связанные с его публичными претензиями к РПЦ: в 2021 году в своём телеграм-канале он раскритиковал поклонение мощам святых. В нём он заявил, что «все святые были обычными алкашами». Используя ненормативную лексику, он также сказал, что нет ничего «тупее», чем «просто созерцание мощей». За такие слова его потом вызывали в СК.

Извинение перед Кадыровым

Мы участвовали в создании мастер-плана города Грозного. Это огромная работа, полгода делали, и вот приехали туда это дело презентовать на личную встречу. Потом у нас состоялась личная беседа, мы поговорили и по-мужски решили, что лучше, если я принесу извинения, что я искренне сделал на следующий день у себя в телеграме и на других моих площадках. У него были, собственно, вопросы о том, что я написал, говорил, он приступил к этой теме. Пост на самом деле не про Рамзана, он же про людей, которые ловят кого-то и заставляют извиняться на камеру. Я хотел сказать этим постом (собственно, там это написано), что плохо, когда выходит из-под контроля вот этот вот репрессивный аппарат. Когда просто какие-то студенты ловят каких-то других студентов и говорят, что ты должен перед нами извиниться. Я поэтому говорю: «Держи своих псов», потому что это люди, которым он как бы может морально разрешить так себя вести, а может сказать, что так себя вести не надо, и у него это очень хорошо получается. Извинения я принёс после личного общения. До этого у него было 150 возможностей прислать ко мне ассасинов, начать греть паяльник, и я бы тебе на камеру сказал всё что угодно вообще, я бы часовую лекцию прочёл о вечных извинениях. Ему этого не пришлось делать, он этого не делал. То есть ему в этом смысле супермегареспект, он не стал посылать каких-то посредников, посланников или отравителей. Арсенал таких людей, которых просто даже не надо уговаривать, они сами приходят, просто от стены отделяются — и тебе паяльник в жопу.

В 2017 году, после нескольких резонансных случаев извинений россиян перед Рамзаном Кадыровым, Лебедев опубликовал в соцсетях «открытое письмо горному брату». В нём он высмеял, предположительно, главу Чечни, но по имени его не назвал. В частности, дизайнер раскритиковал практику выбивания извинений властями Чечни и сравнил главу республики с алкоголиком. В 2019 году Лебедев написал ещё одно обращение к Кадырову, в котором признал его заслуги, но при этом отметил: «Уважение нельзя завоевать силой. Силой можно завоевать только страх. […] И держи своих псов на цепи, пожалуйста». В октябре 2023 года Лебедев сообщил, что «лично попросил прощения и извинился» перед Кадыровым «за всё, что могло его задеть». Пост был озаглавлен «Настало время просить прощения и извиняться», в нём Лебедев выражал «совершеннейшее почтение Рамзану».

Отметим, не так давно Лебедев высказался о «настоящей свободе» в России. По его словам, «в России свобода, а в Америке — нет». Он заявил, что с детства верит в слова «я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек» и не считает их «кринжовым сарказмом».

Артемий Лебедев известен как дизайнер и один из самых первых блогеров Рунета: он начал вести блог в ЖЖ ещё с момента его основания. В 2019 году дизайнер начал активно вести канал на YouTube, куда стал выкладывать обзоры дизайна, видео из путешествий и выпуски рубрики «Самые честные новости», в которых комментировал события в России и мире, не стесняясь в выражениях и используя ненормативную лексику.

Известно, что первой женой Артемия Лебедева была Марина Литвинович — выпускница французского колледжа и МГУ, правозащитница. У них родился сын Савва. Также у него есть четыре дочери и пятеро сыновей от пяти разных женщин.

*Признан иноагентом в РФ


Источник