Нейродивергенция/Ron Lach/Pexels
Рассказывать о своих ментальных проблемах сегодня начали не только звёзды, но и пользователи социальных сетей: такие теги, как «СДВГ» (синдром дефицита внимания и гиперактивности) или «аутизм», стали популярны в тиктоке (запрещен в РФ), инстаграме* и других соцсетях.
Журнал Dazed выпустил материал, в котором автор рассуждает о том, почему нейродивергенция, то есть различные способы людей реагировать на окружающую действительность, положила начало новым субкультурам, а делиться в соцсетях своими диагнозами в области ментального здоровья стало модно. Spltnk собрал главное.
Эта тенденция, как считает автор, зародилась в 2020 году во времена пандемии коронавируса. На это повлияло много моментов: затруднённый доступ к медицинским услугам из-за перегруженности систем здравоохранения, самоизоляция и стремление жить иначе после выхода из локдауна.
Тенденция получила своё название — SickTok. Так, теги #СДВГ и #аутизм имеют более 60,3 млрд просмотров в тиктоке, появились новые создатели контента с официальными и неофициальными диагнозами, а также многочисленные психологи и терапевты, которые ведут свои каналы и рассказывают о симптомах и о жизни с каким-либо ментальным расстройством. Как отмечает автор, стремление к уникальности придало тем людям, кто раньше испытывал социальные сложности, определённую культурную ценность.
Как считает автор материала, сегодня социальные сети «превратили диагноз в личность», что привело к появлению влиятельных инфлюенсеров, которые строят свой образ на особенностях своего состояния.
По мнению журналиста, чем более размытыми становятся эти идентичности, тем легче их превращать в товар. Чтобы поддерживать интерес пользователей тиктока и инстаграма*, создателям контента необходимо сглаживать свою индивидуальность. «В итоге контекст удаляется, а симптомы обобщаются или даже сфабриковываются до такой степени, что могут быть применимы к любому человеку», — пишет автор, отмечая, что это выглядит очень заманчиво для большинства людей, которые изо всех сил стараются идти в ногу с требованиями капитализма. «Сегодня, когда даже наши хобби должны быть продуктивными, почему нейротипичные люди не верят, что их отличия могут быть причиной того, что они не успевают за этими требованиями?».
Другими словами, эти стремления превращаются в тренд. Однако эта тенденция таит в себе много опасностей. Так, в журнале Comprehensive Psychiatry была опубликована статья, в которой говорится, что воздействие этих трендов на подростков повышает вероятность того, что у них действительно начинают развиваться те симптомы, которые они в себе видят.
Появляется всё больше свидетельств тому, что социальные сети становятся средством «заражения психическими заболеваниями, которые люди самостоятельно диагностируют». Например, уже известны случаи, когда у одержимых SickTok подростков появлялись симптомы таких заболеваний, как синдром Туретта или диссоциативное расстройство личности. При этом у тегов #Tourettes и #dissociativeidentitydisorder в настоящее время 9,5 млрд и 1,7 млрд просмотров в тиктоке.
Отмечается, что в последнее время нейродивергенция претерпела ребрендинг ради того, чтобы «сохранить кошельки пользователей открытыми». Хотя основная идея осталась той же: негативная самооценка, которая объединяет таких людей, подпитывается нарративом, при котором их состояние представлено как проблема, которую надо решить, есть и изменения. Так, сегодня ментальные проблемы и отличия превратились в признак оригинальности и индивидуальности, а симптомы — в «суперсилы», которые отличаются некой эстетикой.
Тенденцией, в свою очередь, пользуются те, кто может заработать на этом деньги. Это касается, например, фармацевтических компаний, которые предлагают широкий выбор препаратов, способных облегчить симптомы — настоящие или вымышленные — самостоятельно диагностированных заболеваний. Ещё одно денежное направление — приложения и проекты, направленные на поддержку психического здоровья, которые используют в качестве рекламы тренды на SickTok.
В конце материала автор подводит итог, что разнообразное мышление среди 8 с лишним млрд человек — это нормально. И хотя тенденции, при которых эти различия подчёркиваются, на первый взгляд и приносят пользу, на самом деле, по мнению журналиста, они отвлекают внимание от проблемы. Принадлежность к субкультуре и превращение этих различий в товар превращает тех, кто имеет какие-либо отличия, в объекты восхищения, а не в людей с неудовлетворёнными потребностями, живущих в системе, которая им не подходит.
И для того чтобы людей, отличающихся от других, перестали угнетать, а общество могло двигаться вперёд, нам следует «перестать путать идолопоклонство с инклюзивностью и принятием».
*Instagram принадлежит Meta, признанной в РФ экстремистской организацией