Вуди Аллен/GettyImages.ru
Вуди Аллен дал интервью критику «Кинопоиска» Станиславу Зельвенскому, с которым встретился в Венеции: на кинофестивале прошла премьера его нового фильма «Великая ирония». Это первый фильм режиссёра, снятый не на английском языке. 28 сентября картина выходит в российский прокат.
Режиссёр обсудил с Зельвенским «катастрофическое» состояние мирового кинопроката, работу во Франции, влияние русского искусства на кинематограф и объяснил, почему его нельзя назвать «частью Голливуда». По словам Вуди Аллена, несмотря на это, его французский нельзя назвать хорошим — он знает всего несколько слов. Сценарий фильма «Великая ирония», который снят на французском языке, также перевели. Но работать над картиной языковой барьер не помешал. «На съёмках я чувствовал, если они фальшивили, доверял своему зрению».
Вуди Аллен заявил, что решил сделать себе подарок, сняв французское кино: «Большая ирония» стала юбилейным, 50-м фильмом режиссёра. «Я всегда любил европейское кино. И вообще иностранное. Японское, шведское, итальянское… И русское, конечно. Русскую режиссуру преподают в киношколах — это очень высокий уровень мастерства».
По словам Вуди Аллена, в США очень ценится русское искусство. «Я, конечно, читал важных авторов: Достоевского, Толстого, Набокова… Вообще, в Америке очень ценят русское искусство. Россия всегда была важным ориентиром для наших художников. Книги, музыка, балет. Даже живопись. Кандинский — в Америке большая фигура».
Вуди Аллен вспомнил о своём первом визите в Россию в 1960-х. «Это было ещё до всяких подвижек в отношениях, поэтому люди были очень настороже. Мы сперва приехали в Финляндию, и когда оказались в России, контраст был разительный, едва мы пересекли границу. Все вокруг на нас косились, это было довольно угнетающе. А мы просто пытались быть туристами». Во время других его визитов, однако, произошла «волшебная перемена», и Санкт-Петербург, который он назвал одним из красивейших городов мира, стал выглядеть «более очаровательно и открыто».
В последний раз Вуди Аллен был в Москве, когда его подруга, бывшая жена Романа Абрамовича Дарья Жукова, открыла музей «Гараж».
Аллен также заинтересовался тем, как его фильм выйдет в прокат в России с учётом политической ситуации. «Я имею в виду, у вас что, работают кинотеатры, люди туда ходят, как обычно? И на Украине?» — спросил он и получил положительный ответ.
Режиссёр высказался о проблемах кинопроката. «Прокат раньше значил так много, а сейчас речь в любом случае идёт про две недели в кинотеатре, а потом всё, телевидение. И это очень печально, это губительно для кинематографа».
Аллен отметил, что не считает себя частью Голливуда и не поддерживает отношения с другими режиссёрами — он «сам по себе».
«Я бы хотел быть частью киносообщества. Но я знаю, что это просто не так. Я живу в Нью-Йорке, они все живут в Голливуде, где я почти никогда не бываю. Я не состою в Киноакадемии. Не хожу ни на какие встречи и всякое такое. Если мы где-то пересекаемся со Скорсезе или Спилбергом, мы можем мило раскланяться и перекинуться словечком. Но мы никогда не пойдём ужинать или что-нибудь в таком духе».
На репутации Вуди Аллена серьёзно отразились обвинения со стороны его приёмной дочери Дилан Фэрроу в насилии, а также три факт, что он женился на другой приёмной дочери своей бывшей жены, актрисы Миа Фэрроу — Сун-И Превин. Сам Аллен эти обвинения отрицает и считает, что дочь против него настроила бывшая жена. Один из его приёмных детей поддержал его, другие выступили против и призвали киносообщество не сотрудничать с ним. Появление Вуди Аллена, а также Романа Полански, также обвинённого в изнасилованиях, на Венецианском кинофестивале вызвало волну критики.
Однако, по словам Аллена, это не отразилось ни на его повседневной жизни, ни на работе: он отметил, например, что ему всегда было сложно достать деньги на новые фильмы. «Я помню, «Матч-пойнт» показали в Каннах с большим успехом, и никто не хотел его брать, только одни люди сделали предложение — это была DreamWorks», — сказал он. Похожая история произошла и с другим его фильмом, «Полночь в Париже», который он считает одним из самых успешных своих проектов.
87-летний Вуди Аллен также известен по таким работам, как «Загадочное убийство в Манхэттене», «Разбирая Гарри», «Проклятие нефритового скорпиона». А в 2019 году вышел его фильм «Дождливый день в Нью-Йорке» с Тимоти Шаламе и Селеной Гомес, который он в интервью назвал «хорошей ковидной историей», несмотря на то, что пандемия коронавируса плохо отразилась на кинематографе.