Вера Стефан/Личный архив
Новое пространство «19:01 на Кристалле», где каждые выходные теперь проходят вечеринки, концерты и спектакли, движется к тому, чтобы стать новым местом силы на культурной карте столицы. Проект разместился на территории бывшего завода, реорганизацией которого занимается девелоперская компания Asterus. Spltnk решил узнать больше о «промках», трендах в градостроительстве и взаимосвязи культуры и городских пространств и расспросил об этом Веру Стефан, коммерческого директора девелоперской компании Asterus.
У вас есть культурологическое образование. Как это помогает вам в работе, как изменило ваш взгляд на профессию?
Оно оказалось очень полезным в моей девелоперской работе, хотя, кажется, эти занятия друг от друга довольно далеки.
Современная культурология охватывает огромные пласты знаний, включая историю культуры, философию, социологию, как отечественные, так и мировые научные школы. В результате культурологическое образование позволяет сформировать широкий кругозор, креативное мышление, тонкий эстетический вкус и так называемую художественную насмотренность.
Девелоперский бизнес — очень созидательный, и в этом смысле перед архитектурой и строительством ставятся задачи, которые во многом созвучны с задачами культуры. Ведь в центре всего — человек, и нам нужно возвести не просто дом или квадратные метры, а создать пространство для жизни, наполнить его осязаемыми смыслами и ценностями. И при этом ориентироваться на социальное развитие и прогресс.
Чтобы создать востребованный продукт, важно знать культуру повседневности: пользовательский опыт, жизненные сценарии, традиции, особенности времяпрепровождения потенциальных клиентов. Создание ретейл-стратегии — это, по сути, формирование культуры потребления. То же касается культуры коммуникаций: внутри нового жилого проекта девелопер изначально может способствовать созданию комьюнити. Так что культурологический бэкграунд оказывается очень даже прикладным к моей нынешней профессии.
Что обязательно должно быть в идеальном городе? Назовите три главные составляющие.
Такой город для каждого свой: кому-то нужно больше зелени и парков, кому-то — больше торговых центров или кафе. Поэтому «идеальный» город должен постоянно находиться в балансе с запросами его жителей, удовлетворяя потребности как большинства, так и малых групп населения. Эти запросы довольно быстро меняются, так как развитие новых технологий и сервисной экономики происходят с головокружительной скоростью. Каждые 5—10 лет мы переходим на новую ступень в смысле цифровизации и жизненных удобств, например, вслед за «умным» домом уже появился «умный» квартал, а вскоре появится и «умный» город.
Изменения городской среды, инфраструктуры — это перманентный процесс, который в разных городах идёт с разной степенью успеха. Москва, на мой взгляд, делает это великолепно, российская столица уверенно движется по пути создания такого городского пространства, в котором комфортно жить и легко перемещаться всем без исключения. Такой скорости изменений к лучшему ведущие мировые мегаполисы могут только позавидовать.
С точки зрения функционала город можно разложить на три условные составляющие: первая — это твой дом, место, где ты живёшь, твоё личное пространство; вторая — это место, где ты учишься, работаешь, то есть реализуешься как член общества, а третье — пространство между первыми двумя, где, по сути, и проходит жизнь горожанина. И в идеальном городе все эти три места одинаково удобны и комфортны для жителей. Вместе они создают возможности для реализации разнообразных жизненных сценариев.
Какие тренды в развитии городских территорий есть сейчас, и есть ли они вообще?
Безусловно, тренды прослеживаются всегда, из наиболее заметных сейчас я бы назвала следующие.
15-минутный город. Мы привыкли, что город обычно фрагментирован на зоны: жилые, промышленные, деловые и исторический центр, где сосредоточены места культуры и досуга. В противовес этому сейчас набирает популярность концепция так называемого 15-минутного города, где человек может находиться 24/7, не покидая пределы локации. Всё необходимое — работа, жильё, образование, спорт, места досуга и отдыха — находится в шаговой доступности. Несмотря на то что у этой концепции есть свои критики, за последнее десятилетие в Москве появились районы, которые реализуются именно в таком формате. Это приветствуется властями, так как решает многие проблемы: сокращения маятниковой миграции, избыточного трафика, создания новых точек притяжения за пределами центра.
Внимание на пешехода. Ещё каких-то 10—15 лет назад городам было важно строить больше магистралей, чтобы вмещать как можно больше машин. Сейчас очевидна смена приоритетов: главный акцент делается на человеке, передвигающемся по городу пешком или на общественном транспорте. Отсюда — расширение тротуаров, прогулочных зон, дворы без машин, выделенные велодорожки. Такие решения признаны эффективными, поэтому этот тренд с нами ещё надолго.
Интерактивные пространства. В тренде всё, что позволяет давать максимальный и разнообразный опыт взаимодействия, повышая вовлечённость людей. Это коснулось всех общественных зон, их благоустройства, музейных пространств, детских развлекательных площадок. Банальный пример: раньше фонтаны были исключительно усладой для глаз. Теперь это интерактивные объекты со звуковыми и световыми эффектами, через которые можно проходить, играть со струями воды.
«Третьи места». Речь идёт о создании общественных пространств. Парадоксально, но в прошлом веке города были мало приспособлены для жизни людей: промышленные предприятия, которые были центром жизни, занимали лакомые куски, а жилые районы строились на выселках. Теперь мы активно восполняем дефицит общественных и зелёных пространств, создавая удобные локации для отдыха, встреч и приятного времяпрепровождения. Это становится важным элементом как при развитии уже сложившихся, так и вновь возводимых районов. Любое такое место можно сделать коммерчески успешным, разместив там кафе и рестораны, зоны отдыха и аттракционы, бич-клабы с лодками и катамаранами, если речь идёт о прибрежных парках, и много других интересных развлечений, которые позволяют территории зарабатывать.
Редевелопмент промзон. «Ржавый пояс» сначала был проблемой, а теперь стал ресурсом для развития города. Бывшие «промки» получают вторую жизнь, пройдя ревитализацию. С одной стороны, это решет проблему дефицита участков для застройки вблизи центра, а с другой — открывает широкой публике доступ к полузабытым, но уникальным с точки зрения архитектуры местам, наполняя их новым содержанием. Одним из первых примеров стал «Винзавод» — сейчас на его территории успешный арт-кластер. Позже появились «Флакон», «Хлебозавод», центр «Зотов» и другие. На промзонах ЗиЛа и АЗЛК построены современные жилые кварталы, деловые центры, торгово-развлекательные комплексы. Площади бывших промзон также представляют собой резерв для развития социальной инфраструктуры (медучреждений, спортивных объектов, школ), дефицит которой часто наблюдается в крупных городах. Самые интересные проекты, на мой взгляд, возникают на контрасте — когда сохраняется часть исторической застройки, а вокруг строятся новые объекты. Это очень атмосферная история. Яркий пример в Москве — «Бадаевский». Кстати, подобную концепцию мы планируем реализовать на территории бывшего завода «Кристалл», которая недавно перешла в управление Asterus.
Продвинутые коммуникации. Вовлекать горожан в развитие территорий, делать их активными участниками изменений через создание электронных цифровых платформ, мобильных приложений — тоже примета нашего времени. Это даёт ощущение сопричастности к городу, ко всем процессам его развития, позволяет людям решать многие вопросы, которые касаются их напрямую. А власть, получая обратную связь, принимает сбалансированные решения, которые позитивно воспринимаются большинством жителей.
Вы работаете в девелоперском бизнесе 18 лет. За это время подход государства, бизнеса и общества к экологическим проблемам сильно изменился. Какие основные моменты, связанные с экологичным развитием городских пространств, вы могли бы выделить?
Вопросы экологии — острые практически для всех крупных городов. Движение к улучшениям в этой сфере — сложный и многообразный процесс, в котором следует учитывать большое количество деталей, начиная от особенностей климата и заканчивая растущей автомобилизацией. В Москве за последние 10 лет принят целый комплекс мер по оздоровлению городской среды. Что касается строительной отрасли, то это использование экоматериалов, внедрение энергосберегающих технологий, создание рекреационных и парковых зон, безавтомобильных пространств и многое другое. Всё то, что обозначается термином «зелёное строительство», поддерживается государством, востребовано обществом и продвигается бизнесом. В передовых девелоперских проектах «зелёный» подход становится и философией, и частью строительных технологий.