Karolina Grabowska/Pexels
Журналистка Николь Лапорт написала для издания Town & Country статью о новом тренде в среде американских родителей, которые стремятся записать своих детей дошкольного возраста на занятия по «русской математике», чтобы обеспечить им успешное будущее. Spltnk изучил материал и рассказывает главное.
По мнению Лапорт, современные представители «успешного среднего класса» в США считают, что «старый советский метод изучения математики» может дать их детям преимущество при поступлении в Гарвард, Принстон или другой престижный университет, открыв перед ними более широкие возможности в жизни. Внеклассные занятия математикой становятся такими же популярными, как программирование и шахматы, для многих американских школьников.
Именно «русская математика», пишет автор, стала новым предметом изучения для американских семей, многие из которых только открывают ее для себя и активно обсуждают достоинства такого образования на школьных собраниях. Лапорт побеседовала на эту тему с Машей Гершман, директором по связям с общественностью Российской школы математики, которая базируется в Бостоне и управляет 70 филиалами по всей стране. Большинство семей, по ее словам, приходят к ним «из-за огромного значения, которое они придают математическому образованию». Многие из них — иммигранты из Восточной Европы.
«Проблема обычно заключается в том, что родители обеспокоены тем, какие знания по математике дают их детям в начальной школе — неважно, государственное это учреждение или частное. По их мнению, не таким должно быть математическое образование», — объяснила Гершман.
Так что же такое «русская математика»? Цель обучения по такой системе, пишет автор, заключается в том, чтобы алгебра стала «инструментом для формирования мышления ребенка», а не в том, чтобы просто научить детей решать однотипные задачи. Гершман противопоставляет систему обучения в своих школах японской методике Кумон, направленной на развитие прикладных навыков, где «как только вы поймете, как это делать, вам дадут 50 задач, чтобы попрактиковаться в этом».
«Учителя знают, какие вопросы нужно задать, чтобы заставить детей задуматься. На уроках дети рассуждают и действительно подпитывают друг друга. Мы верим в классную обстановку, потому что дети любят спорить друг с другом и соревноваться. Учитель — это опытный гид, но ответственность за мышление лежит на ребенке», — объясняет Гершман.
Программа так называемой «русской математики», рассуждает журналистка, была разработана в Советском Союзе, когда «эта нация была сверхдержавой, стремившейся превзойти в инновациях остальной мир, особенно США в эпоху космической гонки 1950-х годов». Так что неудивительно, пишет она, что методика отличается глубиной изучения, фундаментальным подходом и определенной строгостью. Учащимся дают решать задачи, которые рано подталкивают их к саморазвитию — понятия алгебры вводятся уже в третьем классе.
Акцент «русской математики» на решении абстрактных задач в раннем возрасте также лучше подготавливает детей к средней школе, когда алгебраические понятия обычно впервые вводятся в американские школьные программы. Такой переход часто бывает труден для детей, которые никогда раньше не изучали алгебру.
«Мы стараемся давать детям действительно глубокие познания в математике и учить их думать. Очевидно, что по мере взросления у них появляется гораздо больше возможностей выбора», — комментирует Гершман мысль о том, что американские родители теперь рассматривают «русскую математику» как путь в Гарвард.
В сети статью восприняли неоднозначно.
«Как русская математика может отличаться от математики вообще? Это просто математика».
«А если бы речь шла о французской или итальянской системе преподавания математики, вы задали бы такой же глупый вопрос?».
«В России действительно учат математике по-другому. Пишу, исходя из личного опыта».
«Американское образование очень сильно отличается от европейского, например. Некоторые американцы даже все штаты не перечислят, а вы говорите о математике».
«Многие иммигранты в США недовольны уровнем образования здесь».
«Восточная Европа и русские знамениты во всем мире своим умением преподавать математику».
«Бредовая статья, математика везде одинаковая».
Такие комментарии пишут читатели, обсуждая статью в инстаграме*.
*Instagram принадлежит Meta, признанной в РФ экстремистской организацией