Опера «Война и мир» в Баварской опере в Мюнхене/Wilfried Hösl
В Мюнхене состоялась премьера оперы «Война и мир» режиссера Дмитрия Чернякова на музыку Сергея Прокофьева, посмотреть которую можно было онлайн. На сцене Баварской государственной оперы выступили артисты из России и Украины. О постановке, оказавшейся в центре внимания журналистов, критиков, деятелей искусства и широкой общественности, вышла статья в The New York Times.
Работа над оперой «Война и мир» сопровождалась множеством споров и опасений, связанных с тем, насколько возможна такая постановка во время российско-украинского конфликта и тренда на «отмену» русской культуры в мире, пишут журналисты. Музыкальный директор Баварской оперы, немецкий дирижер российского происхождения Владимир Юровский, признался, что сомневался в возможности осуществления такого проекта в современных реалиях. Однако новое прочтение знаменитой оперы Прокофьева, по его словам, «не является данью уважения нации в битве», а «несет антивоенный посыл».
Более того, творческая команда постановки внесла изменения, чтобы «ослабить ощущение русского патриотизма и военных настроений». Так, в кульминационный момент оперы огромный хор в оригинале должен петь, что «слава России никогда не будет запятнана». «Слава тебе, Россия! Слава твоим солдатам!» — кричат певцы у Прокофьева. В новой постановке эта концовка была отменена, а в финальном припеве голоса заменили на медные инструменты. Зажигательная ария российского генерала, в которой он излагает стратегию обороны России, также была отменена, как и сражения на сцене, которые обычно являются изюминкой любой постановки.
Российские певцы, задействованные в опере, тем временем отказались публично обсуждать постановку. Представители артистов из «Войны и мира» отклонили просьбы об интервью для статьи NYT. Дело в том, что после начала СВО многие концертные залы и театры начали отказываться сотрудничать с российскими артистами, особенно если те публично поддерживают спецоперацию или не высказываются категорически против нее. Однако на фоне «отмены» Анны Нетребко и Валерия Гергиева отношение к менее известным артистам из России, воздерживающимся от громких заявлений о своих политических взглядах, остается более лояльным, отмечают журналисты.
В «Войне и мире» принимают участие Михаил Губский, тенор, который регулярно выступает в качестве солиста в Большом театре, и художник по свету Глеб Фильштинский, который в прошлом году указом президента Владимира Путина был удостоен звания заслуженного деятеля искусств России. Владимир Юровский заявил, что он никогда не стал бы работать с кем-либо, кто открыто поддерживал бы войну, и добавил, что «есть много людей, находящихся в серой зоне между публичным выступлением против войны и страхом за свою жизнь, страхом за благополучие своих семей или потерей работы». Некоторые художники и артисты также были «политически индифферентны», добавил он.
В статье отмечается, что в непростом положении оказались и артисты с Украины. Ольга Кульчинская, украинское сопрано, исполняющая в постановке главную роль Наташи Ростовой, рассказала, что многие певицы из ее страны чувствовали давление, вынуждающее бойкотировать любое творческое сотрудничество с россиянами. Тем не менее, по ее словам, для украинцев было невозможно работать в западных оперных театрах и не пересекаться с певцами из Москвы или Санкт-Петербурга. «В каждом хоре, в каждой постановке будут русские», — отметила она, добавив, что украинские оперные певцы оказались в «действительно тяжелой ситуации». Кульчинская подчеркнула, что она понимает, если ее участие в «Войне и мире» расстроит кого-либо на Украине, но считает, что это оправдано антивоенным посылом постановки.
Постановку Дмитрия Чернякова в Баварской опере обсуждают в том числе и в телеграме. «Война и мир» далась мюнхенцам нелегко. Все это время в прессе шли ожесточенные дебаты, уместно ли сейчас вообще ставить произведение, воспевающее славу и мощь русской армии. Опера отбивалась как могла и отбивала своих людей», — написала Ксения Соловьева.
«Интересно, Владимир Юровский с Дмитрием Черняковым специально премьеру «Войны и мира» поставили в годовщину смерти Прокофьева со Сталиным? Или простое совпадение (не думаю)?» — отметил автор канала «Сорока-барроко» Александр Перепелкин.
«Когда-то я ушла с одной такой «классической» «Войны и мира», а вчера на крохотном экранчике телефона, со спящим ребенком под мышкой прослушала и просмотрела все на одном дыхании. О постановке призываю всех судить самостоятельно, а про пресловутую «отмену» русской культуры вообще бессмысленно говорить, особенно сейчас, когда почти все слова из названия оперы в России нельзя произносить не шепотом», — написала автор канала «Мистер Дарси и бал» Екатерина Баева.