Фото: Архивы пресс-служб
Третьяковская галерея и Министерство культуры прокомментировали отмену 9-й Московской международной биеннале современного искусства, которая должна была пройти в Новой Третьяковке. То, что выставка не состоится, было объявлено 3 ноября, и это решение бурно обсуждалось в телеграм-каналах.
В Третьяковской галерее объяснили, что отмена связана с тем, что выставку не успели подготовить из-за «непрофессиональных действий организаторов». По состоянию на 4 ноября не был окончен монтаж выставки — не были подготовлены залы, не все экспонаты были приняты галереей. Контрактом же было оговорено, что монтаж залов должен был завершиться 2 ноября. В сообщении, опубликованном в официальном телеграм-канале музея, также было подчеркнуто, что выставка должна была открыться в Новой Третьяковке именно 4 ноября, а не 7 ноября, как в своих комментариях отмечали организаторы.
Кроме того, не был подписан ряд важных документов, необходимых для согласования выставки, в том числе проект электроснабжения выставки, требования пожарной безопасности, график и порядок монтажа и демонтажа. В заявлении Третьяковки также отмечается, что организаторы не выполнили свои обязательства по страхованию экспонатов.
«Государственная Третьяковская галерея не готова идти на компромиссы, касающиеся обеспечения безопасности посетителей галереи и сохранности экспонатов, находящихся в ее залах», — говорится в заявлении.
В официальном заявлении Третьяковской галереи отмечается, что ряд экспонатов не соответствовал «статусу избранной для биеннале площадки, художественному и этическому контексту выставки и заявленному организаторами возрастному цензу «6+».
«По требованию Третьяковской галереи экспонаты были демонтированы как несоответствующие. Некоторые экспонаты впоследствии были видоизменены организаторами», — говорится в заявлении.
Ситуацию прокомментировали и в Министерстве культуры. Министр культуры России Ольга Любимова заявила, что проведение Московской биеннале в 2022 году на площадке Третьяковской галереи невозможно.
«Мы полагаем, что спорная по содержанию выставка возможна будет, но совершенно не на территории Третьяковской галереи», — цитирует ее ТАСС.
Ошибкой выбор площадки назвал и директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.
«Министерство культуры вправе это сделать (отменить биеннале. — Прим. ред.) хотя бы потому, что экспозиция расположена на территории федерального музея. Выбор столь престижного места был, полагаю, ошибкой организаторов. Я подтверждаю свою цитату: «Россия сыграла огромную роль в формировании искусства ХХ века. Московская биеннале — шанс для века XXI». Сожалею, что этот шанс пока не реализован, но надеюсь, что это только «пока», — такое заявление Пиотровского опубликовано на сайте биеннале.
Президентом Московской биеннале является Юлия Музыкантская. В этом году в выставке должны были принять участие 27 художников. Публике обещали творения художниц из Донецка и Луганска, проект «Память» Сергея Бугаева о сносе памятников советским воинам-освободителям в Европе и другие работы.
Отмену биеннале продолжают обсуждать и в телеграм-каналах.
«Некоторые авторы заходятся, что из-за «патриотической повестки» закрыли мероприятие. Нет, дорогие. Вами просто пытались прикрыть свою «миссию» продвижения «современного искусства» в худшем смысле этого понятия», — написали в «Закулиске».
«Конфликт с закрытием т. н. «Московской биеннале», где под вывеской «патриотизма» и «поддержки Донбасса» выставили флаги Украины с тегом «Родина» и огромные фанерные фаллосы, продолжается. <…> Буква Z — не индульгенция. Не спасает ни плохие сборники стихов, ни провальное кино, ни бездарные выставки. Как и участие в проекте нескольких приличных работ не делает выставку хорошей. Сделайте другую. Всем так будет проще», — написали в канале Real Cultras.
«Сергей Бугаев — художник плохой, человек еще хуже (причем с крайне мрачными эпизодами в биографии), но неплохой нетворкер. Впрочем, 48-я биеннале в Венеции, которая является вершиной карьеры Бугаева, проходила в 1999 году. Евгения Буравлева — участница прошлой Московской биеннале. Так нам сообщает пост, написанный в оправдание художественного уровня отмененной биеннале. Но прошлая биеннале была довольно ужасна и слаба. Ссылаться на нее странно. Младшие из рода Инфанте — в собрании музея AZ. Славно, но AZ — очень приятный, маленький, частный музей золотодобытчицы Натальи Опалевой», — написали об участниках выставки в канале «Героиня Татлера».
«Проблема и позор с отменой Московской биеннале не только в том, что министерство и Третьяковка оскорбляют художников. Проблема в том, что они своими действиями оскорбляют музейное сообщество. Дробят его», — написали в канале «Бахчисарайские гвоздики».
«Продвигать искусство Донбасса Зельфира Трегулова (директор Третьяковской галереи. — Прим. ред.) сочла опасным. И в самом деле, когда твои дети и внуки живут в Европе, а у тебя есть счета и недвижимость в солнечных Испании и Италии, риск попадания в санкционные списки ЕС за какое-то там искусство Донбасса — штука опасная», — написали в канале «Небожена».