Лев Рубинштейн/YouTube
Поэт, журналист и общественный деятель Лев Рубинштейн дал интервью Катерине Гордеевой* для ее YouTube-шоу «Скажи Гордеевой» и поделился своими мыслями: о том, что про спецоперацию думают люди, могла ли классическая русская литература привить людям «имперское сознание» и почему люди ностальгируют по Советскому Союзу. Spltnk собрал главные цитаты.
Что люди думают о спецоперации
Когда люди приезжают из-за границы в Москву, они удивляются. Оттуда все кажется кошмарным, а приезжаешь — по улицам ходят люди, в метро едут люди, ничего страшного вокруг не происходит. Если не читаешь ленту новостей, то вроде вообще все отлично. Все это несколько преувеличено, сконцентрировано в интернете, социальных сетях, каких-то изданиях. Когда мы на это наводим фокус, кажется, что это не только в масштабах страны, в масштабах вселенной происходит. Жизнь идет своим чередом, а как начинаешь вспоминать, что происходит в соседнем государстве, то начинают чесаться глаза и волосы шевелятся. А можно об этом не знать: огромное количество людей про это вообще мало что знает.
Я в основном общаюсь либо с друзьями, которые знающие люди, либо с таксистами. Они [таксисты] замечательные люди, они конспирологи все, во-первых. Один мне недавно прочел лекцию о глобальном потеплении и изменении климата. Я в таких делах мало что понимаю и предоставил ему инициативу. Он мне сказал, что во всем виноваты приезжие, выходцы из Средней Азии. Они, мол, сидели там у себя в горах, а потом все взяли и приехали. А когда послушаешь каких-нибудь там даже политических деятелей, депутатов, то кажется, что власть не только в стране, но и в мире захватили таксисты.
О ностальгии по Советскому Союзу
Большое количество людей выросло под рассказы бабушек и дедушек о том, как там было хорошо. Опять же, вышеупомянутые таксисты, особенно если они с окраин, — они очень любят говорить, «как в СССР было хорошо, когда все дружили, семья народов». Они это говорят, чтобы понравиться московскому пассажиру — то есть мне. Они убеждены, что все россияне, и москвичи в том числе, очень СССР любят. А я ему говорю: «Ничего хорошего». Он говорит: «Но вот старшие говорят». Сейчас этой ностальгией болеет в основном младшее поколение. Потому что сейчас плохо, а хорошо может быть только в прошлом.
О пропаганде в советском кино
Сейчас любой пропагандистский фильм — это говно, полное и безнадежное, потому что они [создатели фильмов] ни во что это не верят. В СССР даже пропагандистские фильмы делали очень талантливые люди. Тогда музыку сочинял Дунаевский, который абсолютно в это дело верил (Исаак Дунаевский — композитор, написавший музыку к фильму «Волга-Волга», который считается пропагандистским. — Прим. ред.). Это был невозможно талантливый человек. Вспомните, например, фильм «Дети капитана Гранта». Это очень мощная музыка, хотя многие его потом упрекали в том, что он работал на режим.
О классической русской литературе
Я не думаю, что это имперское, воинственное, милитаристское сознание больше свойственно людям, которые много читают русскую литературу. Тот же Лев Толстой — он настолько последовательный пацифист и «антиимперец», что у него почитать одного «Хаджи-Мурата», и все вопросы отпадают. Это же касается и Чехова. Это Пушкину приписывают, потому что у него есть два-три стихотворения, некрасивых в этом смысле. Хотя как стихи они все равно блестящие. Но он был человек своего круга и своего поколения. Это странно вообще — экстраполировать наше нынешнее понимание ситуации на деятелей прошлого.
После начала военной спецоперации РФ на Украине появилась точка зрения, что в классической русской литературе можно найти империализм, экспансионизм и другие явления, в которых обвиняют нынешнюю государственную пропаганду. Об этом заявляла, в частности, американская писательница и славистка Элиф Батуман в своей статье для издания The New Yorker под названием «Перечитывая русскую классику в тени ***** (спецоперации. — Прим. ред.) на Украине». Так, автор статьи размышляет, как отношение к русской культуре и ее деятелям изменилось за последнее время, почему на Украине не говорят о Достоевском и Пушкине, как «достоевщина» связана с конфликтом на Украине» и чем отношение Владимира Путина к Украине похоже на повесть Гоголя «Нос».
О телеграм-канале Дмитрия Медведева
Я почему-то уверен, хотя у меня нет доказательств, что это не он пишет. Он нанял кого-то. У любого высказывания в центре тяжести находится не сам текст, а контекст: «Кто, когда, по какому поводу, кого имея в качестве адресата». А все, что сказано, это десятое дело.
В своем телеграм-канале заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев часто резко высказывается на общественно-политические темы. Цитаты из его постов активно обсуждаются в соцсетях и становятся мемами, а в сети зачастую высказывают предположения, сам ли он пишет в канал. Медведев ранее заявил, что ведет канал сам, поскольку «такое за него никто не напишет, потому что побоится», добавив, что там действительно бывают «достаточно резкие вещи».
Может ли у человека с несчастливым детством быть счастливая жизнь
Мы знаем одного с явно несчастливым детством, который устроил нам эту «счастливую жизнь».
Что такое родина
Родина — понятие очень абстрактное. У меня не хватает воображения принять за родину эту огромную территорию с лесами, полями, морями и огромным количеством народу. Для меня родина — это, например, Патриаршие пруды, где я пытался научиться кататься на коньках, но так и не научился. Родина может быть только малой. Родина как государство для меня — к сожалению или к счастью — пустой звук.
Лев Рубинштейн — российский поэт и эссеист, журналист, обозреватель и общественный деятель, лауреат литературной премии «Нос-2012» за книгу «Знаки внимания».
В середине 70-х Рубинштейн разработал собственный жанр под названием «картотека»: он складывал в текст отдельные фразы на карточках, как будто выхваченные из окружающей реальности и принадлежащие разным неизвестным героям, таким образом каталогизируя окружающую действительность. По словам Гордеевой*, Рубинштейн таким образом «предсказал твиттер (заблокирован в РФ)».
Также он является одним из основоположников и лидеров московского концептуализма. Произведения Рубинштейна переведены на английский, немецкий, французский, шведский и другие языки.
Как общественный деятель Рубинштейн выступал в поддержку ЛГБТ-сообщества в рамках проекта «Против гомофобии» (2013 год) и против вмешательства России в конфликт на Украине в 2014 году. В 2013 году также принял участие в одиночных пикетах за освобождение участниц Pussy Riot Марии Алехиной и Надежды Толоконниковой*. В 2001 году он выступил в поддержку телеканала НТВ после смены руководства.
*Признаны в РФ иноагентами