Церемония закрытия ММКФ-2009 началась вечером воскресенья на зеленой ковровой дорожке у кинотеатра «Пушкинский». Однако для корреспондента «Клео» все началось гораздо раньше — в отеле, где звезды готовились к торжественному выходу в свет.
Для некоторых кинодив церемония ММКФ началась еще ранним утром. Наводить красоту они приехали в отель Ararat Park Hyatt. В обстановке строгой секретности звезды поднялись в дипломатический номер на верхнем этаже — подняться туда можно только при наличии специального ключа. Здесь звезд киноиндустрии Равшану Куркову, Алену Бабенко, Анастасию Макееву и Екатерину Волкову ждал специальный сюрприз: одевать их для грядущего вечера должен был не кто иной, как дизайнер Зак Позен, приглашенный в Москву журналом InStyle. Да-да, тот самый Позен, который создает великолепные платья Zac Posen для голливудских звезд. Зак поразил присутствующих своим юным видом, ослепительной улыбкой и совершенно неуемной энергией. Наблюдая за примерками, макияжем и укладкой, модельер бегал по номеру, веселя окружающих и разбирая все обнаруженные в номере букеты цветов, чтобы вставить пару бутонов себе в петличку.
Наряжались кинодивы долго. Кстати, туалеты от Zac Posen достались не всем — так, Равшана Куркова привезла с собой наряд Patricia Pepe. Это легко объяснимо, ведь актриса подписала контракт с маркой. А вот почему Анастасия Макеева выбрала Versace, она сама рассказала «Клео»:
— Дизайнеры Versace очень хорошо чувствуют женское тело. Какое бы платье этой марки я не надевала, смотрятся они всегда потрясающе, просто глянешь на себя в зеркало — и сразу же хочется воскликнуть «вау!» своему отражению. И хотя у меня есть претензии к своей фигуре, платья этой марки настолько прекрасно скроены, что все недостатки сразу же куда-то исчезают.
Макеева на зеленой дорожке ММКФ выглядела как настоящая голливудская звезда: волосы, собранные в строгий пучок, длинное платье и акцент на глаза и серьги. Равшана Куркова, впрочем, такой образ изрядно раскритиковала:
— Не люблю, когда на красной дорожке звезды выглядят так, как будто готовились к мероприятию три дня. Для себя я выбрала укладку в более свободном стиле, такую легкую небрежность. Все-таки мне еще не столько лет, чтобы относиться к себе слишком уж серьезно. К тому же такой образ прекрасно смотрится с моим платьем в стиле 30-х — коротким и игривым. Я выбрала именно его еще и потому, что оно отлично выглядит в динамике. Когда я иду, оно будто живет своей жизнью.
Шикарный наряд достался Екатерине Волковой. Актриса, которую уже не раз замечали на московских вечеринках в компании Позена, облачилась в туалет от любимого дизайнера. Сиреневое платье в пол хоть и было настолько длинным, что Волкова все время путалась в нем, и все же оно стало главной «фишкой» звездных примерок. Впоследствии Зак сопровождал Екатерину все мероприятие, отчасти чтобы помогать ей ходить в малоудобном наряде и поправлять ткань.
Многие звезды на закрытии ММКФ отличились пылкой любовью к отечественному производителю. Так, Екатерина Мцитуридзе для мероприятия выбрала платье марки Denis Simachev, сразившее всех своей неординарностью. Цветастый вечерний наряд при ближайшем рассмотрении оказался весь в «граффити» — символах анархии. К тому же на платье крупным шрифтом дизайнер нарисовал эмблему группы «Гражданская Оборона». Нарасхват был и дизайнер Сергей Ефремов, в чьих нарядах появились Ирина Безрукова, Оксана Кутузова и Олеся Судзиловская. Образ последней, к слову, вышел не совсем удачным. Длинное зеленое платье смотрелось бы отлично где угодно, но только не на кислотно-зеленой ковровой дорожке, с которой Олеся буквально сливалась. Причем о цвете дорожки актриса знала заранее — она присутствовала на открытии. Тем более что цвет «красной дорожки» стал чуть ли не самой обсуждаемой темой кинофестиваля.
— Честно сказать, я видела много ковровых дорожек, — говорила Равшана Куркова. — Были и красные, и синие, и зеленые. Все стараются выделиться как могут. Хотя мне в душу больше всего запала черная дорожка — вот это было по-настоящему оригинально!
Необычными нарядами на закрытии ММКФ выделилась Ксения Собчак с подругами Полиной Киценко, Ульяной Сергеенко, Аленой Ахмадуллиной и Екатериной Гринчевской. Светские львицы, традиционно трепетно относящиеся к своим нарядам, на этот раз решили поразить публику целым «комплектом» платьев. Они пришли в платьях, подходящих друг к другу по цвету и фасону. Наряды предоставила Ахмадуллина, а стилистом выступила фотограф Ульяна Сергеенко. Алена рассказала, что так и было задумано, мол, они все впятером договорились о том, что надо научить бомонд одеваться на «красные дорожки» под стать мероприятию.
Сама церемония закрытия получилась по-михалковски политизированной. Лейтмотивом стали отношения России и Грузии, которые в последнее время не отличаются теплотой. Никита Сергеевич, традиционно радеющий за дружественное соседство, решил внести свою лепту в укрепление российско-грузинских отношений. Так, вручая приз конкурса «Перспективы» грузинскому режиссеру Вано Бурдули за фильм «Зона конфликта», он не преминул упомянуть о том, как близки наши народы. А завершил церемонию, вручив Резо Чхеидзе приз за вклад в кинематограф. Режиссер, тронутый наградой, несколько минут вещал о том, что между Россией и Грузией традиционно добрососедские отношения, которые невозможно разрушить.
Распределение премий в этом году отличилось патриотичностью — жюри не оставило без наград ни один из представленных отечественных фильмов. Это, конечно, не могло не вызвать подозрений в предвзятости. Однако председатель жюри Павел Лунгин опроверг сомнения:
— Действительно, именно Россия дала лучшие фильмы на фестиваль. В западных картинах, конечно, были выражены мировые тенденции, но, наверное, недостаточно оригинально или политически корректно. А идеи российских фильмов оригинальны и свежи. Здесь нет никакого заговора.
Призеры ММКФ-2009
Главный приз, «Золотой Святой Георгий» — «Петя по дороге в царствие небесное», режиссер Николай Досталь (Россия).
Приз в конкурсе «Перспективы» — «Зона конфликта», режиссер Вано Бурдули (Грузия).
Лучшая режиссура — Мариана Ченийо, «Пять дней без Норы» (Мексика).
Спецприз жюри — «Чудо», режиссер Александр Прошкин (Россия).
Лучшая женская роль — Лена Костюк («Мелодия для шарманки», режиссер Кира Муратова) (Украина).
Лучшая мужская роль — Владимир Ильин («Палата № 6», режиссер Карен Шахназаров) (Россия).
Приз «За выдающийся вклад в кинематограф» — грузинский режиссер, народный артист СССР Резо Чхеидзе.
Приз ФИПРЕССИ, приз Федерации киноклубов России — «Мелодия для шарманки», режиссер Кира Муратова.