Бернар Арно/GettyImages.ru
Издание The New York Times выпустило профайл одного из самых богатых и известных людей в мире — владельца LVMH Бернара Арно, состояние которого, по оценкам Forbes, составляет 200,7 млрд долларов. История его семьи и наследование бизнеса — излюбленная тема для обсуждения в СМИ. В последнее время его имя на слуху ещё и на фоне протестов во Франции: люди выступают против повышения пенсионного возраста и экономического неравенства, поэтому в Бернаре Арно видят врага. Весной протестующие даже сожгли чучело Арно как символ «капиталистического зла».
Spltnk собрал главные факты из материала.
Дети и наследование империи
У Арно пятеро взрослых детей: Антуан Арно и Дельфин, которых родила Анна Деваврин, и сыновья от пианистки Элен Мерсье — Фредерик, Александр и Жан. Воспитывал их Арно в соответствии со своими представлениями о грамотном управлении бизнесом, готовя к управлению империей. Семья со временем увеличилась благодаря бракам. Так, Антуан Арно женился на супермодели Наталье Водяновой, а Александр — на Джеральдин Гайо, которая владеет брендом украшений Destree.
Сегодня все они занимают должности в империи LVMH. 48-летняя Дельфин является председателем и исполнительным директором Christian Dior Couture, а также членом исполнительного комитета LVMH и совета директоров. 46-летний Антуан отвечает за имидж империи и её развитие, а также является исполнительным директором бренда мужской одежды Berluti, председателем итальянского модного дома Loro Piana, исполнительным директором Christian Dior и членом совета директоров LVMH.
31-летний Александр является исполнительным вице-президентом по продуктам и коммуникациям бренда Tiffany, 28-летний Фредерик — исполнительным директором Tag Heuer, а 24-летний Жан — директором по маркетингу и разработке часов бренда Louis Vuitton.
Гадая о том, кто же станет преемником Бернара Арно, СМИ постоянно сравнивают историю их семьи с сериалом «Наследники» (герои сериала борются за контроль над компанией на фоне ухудшения здоровья её владельца Логана Роя). Однако Бернар Арно, по утверждению журналистов, ненавидит любое сравнение своей семьи с этим сериалом, поэтому его дети стараются не давать повода для обсуждений.
Сам Арно утверждает, что его наследником необязательно станет его ребёнок: по его словам, он обращает внимание совсем на другие качества.
«То, что мой ребенок станет преемником, не является ни обязательным, ни неизбежным. Лучший человек в семье или за её пределами должен однажды им стать. Но я надеюсь, что это не превратится в дуэль».
Воспитание наследников
У Арно был повод отнестись к воспитанию наследников со всей серьёзностью: он вырос в Рубе, когда-то процветающем текстильном центре на севере Франции, и наблюдал за тем, что крупнейшие предприятия существовали всего пару поколений. Всё дело было в наследниках: дети и внуки растрачивали то, что успевали построить их отцы и деды.
«Через одно или два поколения всё ломалось, потому что они относились ко всему слишком легкомысленно», — говорит Арно. Он поклялся, что с его империей этого не произойдёт, и воспитывал наследников. «Я не хотел, чтобы они начали ходить на вечеринки», — сказал он. — Я заставил их работать».
Бизнес-хватку он воспитывает в детях с детства. Он сам проверял у них домашнюю работу, делая ставку на математику — «любые оценки помимо идеальных были неприемлемы». Учил он детей бизнесу и на практике: часто брал с собой на деловые встречи.
Жан Арно шутит, что за все 24 года его жизни «каждый обед и ужин всегда были связаны с работой». Александр упоминал: «Моё бизнес-образование началось, когда мне было девять лет, за деловым завтраком».
Дочь Бернара Дельфин с десяти лет сопровождала отца во время его поездок по магазинам Dior. Он проводит инспекции магазинов и офисов LVMH в Париже по выходным вместе со своими детьми уже более трёх десятилетий. «Я помню, когда мне было семь лет, я думал: «Почему он это делает, почему он задаёт один и тот же вопрос одному и тому же продавцу каждую субботу?» — вспоминает Александр.
Каждый из его детей, вступая в должность, получали наставника, который знакомил их с брендами и вводил в курс дела. Антуан и Дельфин начинали с самых небольших работ — Дельфин, например, в 17 лет продавала духи, — а потом занимали руководящие должности.
Трое младших детей быстрее заняли руководящие должности. Как говорит Пьер-Ив Руссель, бывший руководитель модной группы LVMH и нынешний генеральный директор Tory Burch LLC, «вероятно, потому, что он чувствует, что время на исходе, и ему нужно ускорить процесс обучения».
Они добились определённых успехов. Например, менее чем за два года работы в Tiffany Александр помог заключить сделку с Бейонсе и Джей-Зи, что стало настоящей сенсацией в социальных сетях, а Дельфин учредила премию LVMH для молодых модельеров.
Каждый месяц дети Бернара Арно встречаются с отцом за ужином в штаб-квартире LVMH и в течение полутора часов обсуждают дела: финансовые вопросы, изгиб браслета на новых часах стоимостью 50 тысяч евро, предстоящие презентации продуктов и мероприятия.
«Не заблуждайтесь, — сказал Жан Арно. — Мы обсуждаем всё это, но в конце концов решает он».
Интересно, что дети Арно утверждают, что отец никогда не заставлял их работать в брендах LVMH, но все они решили сделать это. «Он нашёл способ заставить меня захотеть посвятить свою жизнь семейному бизнесу, как это сделал он», — говорит Фредерик.
Как строилась империя LVMH
Сам Арно тоже вырос в семье владельцев бизнеса. Его отец руководил крупной строительной компанией, которую основал его дедушка. Отец водил его на стройки, когда ему было семь лет. Когда Арно исполнилось 28 лет, он занял пост главы компании.
Он переориентировал бизнес на недвижимость и вскоре после этого переехал в Нью-Рошель (штат Нью-Йорк), где была более благоприятная среда. В 35 лет он вернулся в Париж с новой идеей. Таксист в Нью-Йорке в разговоре с Арно заявил, что не знает имя президента Франции, но «знает Dior».
Французское правительство хотело избавиться от обанкротившегося текстильного конгломерата, в который входил Dior, и Арно купил его за один франк, уволил девять тысяч человек и отказался от всего, кроме Dior, который стоял у истоков LVMH.
Его стиль управления вызвал шок в деловых кругах: он стал известен как «Волк в кашемире». Это было начало строительства империи, в результате которого многие бренды стали частью LVMH. Ставку он делал на семейные бренды, известные своим качеством: Pucci, Fendi, Celine, Loro Piana. Некоторые из них были рады, что их выкупили, некоторые же — нет.
Неудачи Арно можно пересчитать по пальцам: Gucci и Hermès после долгих публичных баталий «ускользнули» из его рук.
Он делал ставку на роскошь, которая всегда оправдывалась. «Он всегда говорил: «IPhone великолепен, но кто знает, будем ли мы использовать IPhone через 10 лет? — сказал бывший директор империи по цифровым технологиям. — Но я точно знаю, что люди будут продолжать пить Dom Perignon».
Бернар Арно и критика
Вне зависимости от того, что о нём говорят, Арно воспринимает это как неотъемлемую часть своего успеха. «Это внимание, которое вы получаете, находясь на вершине списка богатейших людей, — сказал Антуан, — к этому невозможно подготовиться».
«Им просто нужно найти врага, — сказал Бернар Арно после беспорядков в Париже. — Франция не является страной, которая мотивирована успехом в бизнесе, в отличие от США».
Бернар Арно и политика
Арно отличается гибкими политическими взглядами. Создав свою империю, он достиг такого уровня, на котором избежать взаимодействия с политическими деятелями невозможно. Несмотря на это, Арно не стремится занимать чью-либо сторону.
«Мы как Генри Киссинджер, — говорит он. — Мы здесь не для того, чтобы поддерживать или нет какой-либо политический аспект страны, в которой мы ведём бизнес».
С мировыми лидерами он общался в собственных целях: перерезал ленточку на новой фабрике Louis Vuitton в Техасе вместе с Дональдом Трампом, который в то время был президентом, и встречался с президентом России Владимиром Путиным, чтобы обсудить с ним аренду произведений искусства для музея Фонда LV в Париже.
Кто будет следующим?
Дети Арно воспитывают наследников в соответствии с заветами своего отца. Например, дочь Дельфин, которая только учится в начальной школе, уже сопровождает мать во время обходов бутиков. Однако рассчитывать на то, что вскоре кто-то из них встанет во главе империи, детям Арно пока, судя по всему, не стоит.
«К тому времени, когда наши дети достигнут нужного возраста, когда у них появится возможность брать на себя ответственность, мой отец, вероятно, всё ещё будет генеральным директором LVMH. Ему будет 110 лет», — говорит Александр Арно.