Кадр из сериала «Дом Дракона»
Журнал Dazed подводит итоги года и рассуждает о том, почему культура стала такой мрачной — за последний год «темные» мотивы присутствуют и в кинематографе, и в моде, что вызывает неоднозначную реакцию зрителей и пользователей сети.
Рассуждая о том, как насилие стало трендом года, журналисты Dazed вспомнили премьеру фильма «Необратимость» режиссера Гаспара Ноэ с Моникой Беллуччи и Венсаном Касселем на Каннском фестивале 20 лет назад: показанные на экране сцены насилия тогда так поразили зрителей, что 200 человек покинули зал, а 20 человек потеряли сознание. Сегодня насилием зрителей не удивить, отмечает редакция: как сказал уже культовый британский художник Дэмиен Херст, известный своими неоднозначными работами, в одном из интервью, «быть сенсацией уже не сенсация. Люди делают это все время».
Сам же Ноэ ранее в этом году сказал в интервью Dazed, что «кино стало таким скучным». Как считает редакция, такие люди, как Ноэ, сделали шокирующее нормальным. Журналисты также предполагают, что люди стали терпимее относиться к таким вещам в эпоху интернета, где «настоящие ужасы всегда на расстоянии одного клика».
На основе всего этого редакция выделила главные тренды года.
Каннибализм в кино
«Целиком и полностью»
В этом году на экраны вышло сразу несколько фильмов о каннибалах. Одним из самых ярких событий стал фильм Луки Гуаданьино с Тимоти Шаламе «Целиком и полностью». По мнению редакции, хотя это далеко не первый фильм о каннибалах на экранах, Гуаданьино словно вывел это на новый уровень, представив одного из главных голливудских сердцеедов Тимоти Шаламе как человека, который любит есть человеческое мясо.
«Монстр: История Джеффри Дамера»
Еще одна яркая «людоедская» премьера — «Монстр: История Джеффри Дамера» с Эваном Питерсом, где он сыграл серийного маньяка и каннибала. Этот сериал собрал на Netflix более 1 млрд часов просмотров.
На реальные же проявления каннибализма мир реагирует более чувствительно: всего за несколько недель до премьеры «Целиком и полностью» в сети обсуждали скандальные сообщения актера Арми Хаммера, которого обвинили в насилии и каннибализме.
Инцест в кино
«Дом Дракона»
Еще одна спорная тема на экранах — инцест, которая наиболее ярко раскрылась в приквеле «Игры престолов»: сериале «Дом Дракона».
Как отмечает редакция, в этом сериале не просто показаны любовные отношения между родственниками, но инцест еще и романтизируется: по сюжету представителям дома Таргариенов нужно вступать в брак друг с другом, а одна из самых ярких пар, страстно влюбленная друг в друга, — это дядя и племянница.
Справедливости ради стоит отметить, что 10 лет назад в «Игре престолов» инцеста было еще больше: там романтизировались отношения близнецов Джейме и Серсеи Ланнистер.
Подобные вопросы вызвала и сюжетная линия с участием Александра Скарсгарда и Николь Кидман, которые в фильме о викингах «Варяг» сыграли сына и мать, которых связывают двусмысленные отношения.
Пропаганда педофилии
«Темная» сторона культуры просочилась и в моду, где к этому отнеслись менее терпимо. Одним из главных скандалов года стала рекламная кампания бренда Balenciaga, где дети фотографировались с аксессуарами в стиле БДСМ, а на одном из кадров появился документ, оправдывающий педофилию.
Кроме того, на одном из рекламных фото бренда, сделанных ранее, модель Изабель Юппер сидит за столом, а перед ней лежит книга с изображениями обнаженных детей. Бренд «отменили» за пропаганду педофилии, несмотря на многочисленные извинения. С Balenciaga начали разрывать контракты, у Демны Гвасалии отозвали модную премию, а работавший над рекламной кампанией пожаловался на преследования и угрозы.
Как отмечается в статье, причины того, что культура в 2022 году стала такой «темной», могут заключаться в разном: как в желании «взбодрить аудиторию», которая привыкла к табу, так и в том, что современные художники, режиссеры и писатели просто берут темы, которые возникают в реальной жизни, отражая «падение общественной морали или скрытую безнравственность».
Подводя итоги, редакция отмечает, что реакция на рекламную кампанию Balenciaga, а также недоумение, вызванное сценами инцеста, каннибализма и других не самых приятных вещей на экране, говорит о том, что «художники все еще могут шокировать людей». Вопрос в том, осмелятся ли они это делать.