Кадр из сериала "Дом Дракона"

Кадр из сериала «Дом Дракона»

Журнал Dazed подводит итоги года и рассуждает о том, почему культура стала такой мрачной — за последний год «темные» мотивы присутствуют и в кинематографе, и в моде, что вызывает неоднозначную реакцию зрителей и пользователей сети.

Рассуждая о том, как насилие стало трендом года, журналисты Dazed вспомнили премьеру фильма «Необратимость» режиссера Гаспара Ноэ с Моникой Беллуччи и Венсаном Касселем на Каннском фестивале 20 лет назад: показанные на экране сцены насилия тогда так поразили зрителей, что 200 человек покинули зал, а 20 человек потеряли сознание. Сегодня насилием зрителей не удивить, отмечает редакция: как сказал уже культовый британский художник Дэмиен Херст, известный своими неоднозначными работами, в одном из интервью, «быть сенсацией уже не сенсация. Люди делают это все время».

Сам же Ноэ ранее в этом году сказал в интервью Dazed, что «кино стало таким скучным». Как считает редакция, такие люди, как Ноэ, сделали шокирующее нормальным. Журналисты также предполагают, что люди стали терпимее относиться к таким вещам в эпоху интернета, где «настоящие ужасы всегда на расстоянии одного клика».

На основе всего этого редакция выделила главные тренды года.

Каннибализм в кино

«Целиком и полностью»

В этом году на экраны вышло сразу несколько фильмов о каннибалах. Одним из самых ярких событий стал фильм Луки Гуаданьино с Тимоти Шаламе «Целиком и полностью». По мнению редакции, хотя это далеко не первый фильм о каннибалах на экранах, Гуаданьино словно вывел это на новый уровень, представив одного из главных голливудских сердцеедов Тимоти Шаламе как человека, который любит есть человеческое мясо.

Кадр из фильма "Целиком и полностью"
Кадр из фильма «Целиком и полностью»

«Монстр: История Джеффри Дамера»

Еще одна яркая «людоедская» премьера — «Монстр: История Джеффри Дамера» с Эваном Питерсом, где он сыграл серийного маньяка и каннибала. Этот сериал собрал на Netflix более 1 млрд часов просмотров.

Кадр из сериала "Монстр: История Джеффри Дамера"
Кадр из сериала «Монстр: История Джеффри Дамера»

На реальные же проявления каннибализма мир реагирует более чувствительно: всего за несколько недель до премьеры «Целиком и полностью» в сети обсуждали скандальные сообщения актера Арми Хаммера, которого обвинили в насилии и каннибализме.

Инцест в кино

«Дом Дракона»

Еще одна спорная тема на экранах — инцест, которая наиболее ярко раскрылась в приквеле «Игры престолов»: сериале «Дом Дракона».

Как отмечает редакция, в этом сериале не просто показаны любовные отношения между родственниками, но инцест еще и романтизируется: по сюжету представителям дома Таргариенов нужно вступать в брак друг с другом, а одна из самых ярких пар, страстно влюбленная друг в друга, — это дядя и племянница.

Справедливости ради стоит отметить, что 10 лет назад в «Игре престолов» инцеста было еще больше: там романтизировались отношения близнецов Джейме и Серсеи Ланнистер.

Кадр из сериала "Дом Дракона"
Кадр из сериала «Дом Дракона»

Подобные вопросы вызвала и сюжетная линия с участием Александра Скарсгарда и Николь Кидман, которые в фильме о викингах «Варяг» сыграли сына и мать, которых связывают двусмысленные отношения.

Пропаганда педофилии

«Темная» сторона культуры просочилась и в моду, где к этому отнеслись менее терпимо. Одним из главных скандалов года стала рекламная кампания бренда Balenciaga, где дети фотографировались с аксессуарами в стиле БДСМ, а на одном из кадров появился документ, оправдывающий педофилию.

Кадр из рекламной кампании бренда Balenciaga
Кадр из рекламной кампании бренда Balenciaga

Кроме того, на одном из рекламных фото бренда, сделанных ранее, модель Изабель Юппер сидит за столом, а перед ней лежит книга с изображениями обнаженных детей. Бренд «отменили» за пропаганду педофилии, несмотря на многочисленные извинения. С Balenciaga начали разрывать контракты, у Демны Гвасалии отозвали модную премию, а работавший над рекламной кампанией пожаловался на преследования и угрозы.

Как отмечается в статье, причины того, что культура в 2022 году стала такой «темной», могут заключаться в разном: как в желании «взбодрить аудиторию», которая привыкла к табу, так и в том, что современные художники, режиссеры и писатели просто берут темы, которые возникают в реальной жизни, отражая «падение общественной морали или скрытую безнравственность».

Подводя итоги, редакция отмечает, что реакция на рекламную кампанию Balenciaga, а также недоумение, вызванное сценами инцеста, каннибализма и других не самых приятных вещей на экране, говорит о том, что «художники все еще могут шокировать людей». Вопрос в том, осмелятся ли они это делать.


Источник